Основные приемы логопедического массажа: комплекс сегментарного логомассажа лица при логоневрозе

Основные причины логоневроза

Заикание – это расстройство плавности речи. Во время болезни главное, чтобы у ребенка не появилась логофобия (страх высказывать свое мнение), поскольку она усилит тяжесть заболевания и затруднит лечение. Наследственная предрасположенность также влияет на развитие логоневроза.  Дефекты речи специалисты диагностируют в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Причины заикания:

  • острый или хронический стресс;
  • генетическая предрасположенность;
  • поражение центральной нервной системы;
  • осложнения после эндокринных и инфекционных заболеваний;
  • предрасположенность к эпиактивности;
  • раннее развитие либо задержка психомоторного развития;
  • передразнивание заикающегося ребенка (из-за таких «игр» у здоровых детей может сформироваться устойчивый дефект речи);
  • пребывание ребенка в постоянном страхе, непонимание со стороны родителей, недостаток любви и ласки.

Врачи, занимающиеся лечением речевого невроза

Терапию речевого невроза в детском возрасте следует проводить сразу с четырьмя специалистами: логопедом, психологом, психотерапевтом и педиатром.

Педиатр занимается лечением сопутствующих патологических процессов, уделяет внимание укреплению иммунной системы, профилактическим мерам, консультирует родителей, если их дети жалуются на самочувствие. Эффективными при заболевании являются физиотерапевтические манипуляции (электросон и массаж)

Нередко врачи рекомендуют действенный логомассаж при заикании, дыхательные упражнения, психологические тренинги.

Психолог ищет подход к ребенку, узнает о его страхах. Только врач может изучить психическое здоровье пациента и выяснить причины заикания. В раннем возрасте консультации у психолога проводятся под присмотром родителей.

Логопед предлагает ребенку пройти ряд тестов и сделать несколько тестовых упражнений. Занятия с этим специалистом позволят за короткий промежуток времени уменьшить количество судорог гортанной и артикуляционной мускулатуры.

Прием у психотерапевта нужен для того, чтобы малыш смог избавиться от страха и дискомфорта во время общения со своими сверстниками (из-за заикания у ребенка зачастую развиваются комплексы). Консультации у доктора помогут избавиться от комплексов и чувства неполноценности.

Польза и виды массажа

Массажем при заикании называют логопедический массаж, с помощью которого обеспечивается устранение неврологического нарушения. Нервные окончания на коже и деятельность головного мозга являются связанными между собой. При воздействии на кожные покровы и мышечные системы обеспечивается влияние на мозг.

Если ребёнок страдает заиканием, то ему рекомендовано проведение двух видов массажа —  сегментарного и точечного. Одновременно рекомендовано проводить консервативное лечение – специальных упражнений на артикуляцию, гимнастики.

Для того чтобы снизить возбудимость нервной системы рекомендовано применение безопасных седативных лекарств. С их помощью обеспечивается снижение напряжения.

Сегментарная методика

При выполнении массажа от заикания осуществляется воздействие на определенную мышцу, с помощью которой обеспечивается речевая деятельность.

Проведение манипуляции рекомендуется в комфортном помещении, которое нужно предварительно убрать и проветрить. Перед проведением массажа логопеду нужно помыть руки.

Проведение сегментарного массажа рекомендуется ежедневно. Для достижения максимальной эффективности рекомендовано проводить манипуляцию курсами, длительность которых составляет по 2-3 недели. Курс лечения определяется в соответствии с особенностями протекания патологического процесса.

На начальных этапах проводить терапию нужно 5 минут. Постепенно нужно увеличивать длительность манипуляции. Ее максимальная продолжительность составляет 20 минут. Если у пациента протекает хроническая форма заболевания, то ему нужно периодически повторять курсы лечения.

На начальных этапах проведения манипуляции доктором проводится поглаживание. На следующем этапе проводится растирание, с помощью которого активизируется кровообращение, а также улучшаются обменные процессы. Благодаря разминанию  обеспечивается активизация рабочих процессов в мышцах.

Для снижения тонуса рекомендовано проведение вибрации или покачивания. При усиленном нажатии обеспечивается активизация обменных процессов.

Точечный массаж

Если наблюдается заикание у детей, то им рекомендовано проведение точечного массажа, который характеризуется высоким уровнем эффективности. Эта процедура положительно отображается на деятельности речевого центра, что обеспечивается снятие лишней возбудимости. С помощью точечного массажа обеспечивается восстановление речевых импульсов нервной системы.

Манипуляция характеризуется простотой, что позволяет ее применять любому желающему человеку. Массаж должен проводиться курсами по несколько недель. При возникновении необходимости курс лечения повторяется. Длительность терапии может составлять несколько лет. Проведение манипуляции рекомендуется под спокойную и релаксирующую музыку. Это позволит расслабить и успокоить ребенка.

Для обеспечения высокой эффективности массажа рекомендовано плавное и медленное его проведение. В период проведения манипуляции логопед проговаривает успокаивающие фразы. При массировании ребенок должен расслабляться. У малыша должно возникать чувство тепла.

Для чего нужен логопедический массаж

Логопедический массаж — это специальные приемы воздействия на участки тела, так или иначе связанные с речевой деятельностью.

Эта процедура изменяет состояние мышечной ткани, нервных волокон, кровеносных сосудов, кожного покрова, таким образом решая задачи, для которых, собственно, и проводится.

Польза логомассажа

Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:

  • нормализация гипо- или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
  • активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
  • улучшение качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости;
  • восприятие движений речеобразующих органов.

И что в итоге? А в итоге массаж речевых зон лица приносит следующую пользу:

  • благотворно влияет на нервную систему и общее состояние организма;
  • стимулирует лимфо- и кровообращение, регулирует тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
  • увеличивает эластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, повышает работоспособность;
  • снижает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
  • формирует координацию движений органов речи, стимулирует их восприятие;
  • увеличивает объем и диапазон движений;
  • укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к максимально быстрой постановке звуков.

Показания и противопоказания

Именно благодаря такому спектру действия этот метод активно применяется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а также во всех случаях, когда нарушен мышечный тонус аппарата речи.

Противопоказания тоже есть. Это общие инфекционные заболевания, болезни кожи, слизистой оболочки глаз, полости рта, увеличение лимфоузлов, а также негативная эмоциональная реакция ребенка на проведение процедуры.

А теперь коснемся технической стороны этого метода.

Как правильно делается логопедический массаж при заикании?

Зона воздействия – голова, лицо, шея, мышцы плеч, верхняя часть грудной клетки и спины. Сегментарный массаж заключается на поочередном воздействии на определенные мышцы, которые отвечают за речь. Точечная техника состоит в воздействии на специальные точки на лице, которые способствуют миорелаксации. Эти точки находятся не только на лице, но и на руках, голенях, голове и спине.

Схема выполнения такова:

  1. Ребенок ложится на спину, руки и ноги лежат свободно и расслаблено.
  2. Специалист поочередно воздействует на мышцы или точки акупунктуры, отвечающие за артикуляционный аппарат (в области лица и шеи).

Сегментарный массаж

Техника воздействия достаточно простая. На мышцы лица, головы, шеи, плеч и спины специалист воздействует следующими способами:

  • поглаживания – используются в самом начале процедуры;
  • растирания – они активизируют кровообращение и нормализуют проводимость нервов;
  • разминания – активизируют обменные процессы в мышцах;
  • вибрация – снимает напряжение или повышает тонус мышц;
  • нажатия – улучшают метаболизм в мышцах.

Для получения эффекта нужно делать каждый день на протяжении 2-3 недель. Первые сеансы длятся не более 5 минут, но постепенно их длительность увеличивается до 20 минут.

Точечный массаж

Эта техника воздействия заключается в мягком нажатии подушечками пальцев на точки, находящиеся на лице, а также других частях тела. Специалисты в массажных кабинетах использует технику шиацу, в соответствии с которым активные точки находятся в следующих зонах:

  1. Между бровями.
  2. В области носогубного треугольника.
  3. Возле крыльев носа.
  4. На подбородке.
  5. На мочках ушей.
  6. Под коленной чашечкой.
  7. Над лодыжками.
  8. В волосистой части головы.

Параллельно с процедурой рекомендуется включить спокойную расслабляющую музыку. Логопед должен спокойно разговаривать с малышом, чтобы ему было комфортно. Делать массаж нужно ежедневно в течение 2-3 недель, после чего нужен перерыв. В общей сложности курсы нужно повторять в течение 2-3 лет, чтобы увидеть положительную динамику.

В идеале шиацу должен выполнять специалист. Но это достаточно простой вид физиотерапии, и родители при желании могут освоить основные приемы и правила воздействия.

Зонд № 6

Шариковый зонд. Используется для постановки звуков «Р», «РЬ».

Приложение 3

Методические рекомендации к назначению массажа

  1. Вид массажа:

  • дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж;

  • массаж биологически активных точек (БАТ);

  • массаж с применением специальных приспособлений (зондов, электромассажоров);

  • самомассаж.

  1. Противопоказания к проведению массажа:

  • острые воспалительные процессы;

  • носовые кровотечения;

  • герпес на губах;

  • резко выраженная пульсация сонных артерий;

  • чрезмерная физическая или психологическая усталость и мн.др.

Подготовка к массажу

  1. Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

  • удобное кресло или стул для ребенка с высокой спинкой, необходимой для опоры головы;

  • стул для массажиста;

  • настенное или достаточно большое настольное зеркало для осуществления контроля хода массажа лица специалистом, стоящим за спиной ребенка, и для выполнения ребенком артикуляционных упражнений;

  • аудиомагнитофон и кассеты с приятной музыкой;

  • грелка для прогревания мышц перед массажем;

  • стерильные марлевые салфетки;

  • резиновые напальчники;

  • индивидуальная для каждого массируемого зубная щетка;

  • одноразовые шпатели;

  • логопедические зонды различных конфигураций;

  • электрический вибромассажер.

Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда – чистыми, теплыми, без ссадин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями без украшений.

  1. Положения тела при массаже.

  • Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает по­ложение за головой пациента.

  • Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занима­ет положение за головой пациента.

  • Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Специалист занимает положение справа от массируемого. Ладонь левой руки логопеда для фиксаци положения головы ребенка помещает на теменную ее область, правой рукой логопед осуществляет массажные движения. Данная поза применяется для проведения массажа языка, губ, щек и жевательных мышц как с внешней, так и с внутренней их поверхности

  1. Приемы массажа:

  • Поглаживание (поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное);

  • Растирание;

  • Разминание;

  • Вибрация и поколачивание;

  • Плотное нажатие.

В состав службы сопровождения развития ребенка входят: логопед, дефектолог, психолог, воспитатель, невропатолог, музыкальный руководитель, руководитель изостудии, инструктор ЛФК и т.д.

Если ребенок посещает речевую группу, то работа по развитию ручного праксиса и тактильных ощущений проводится на подгрупповых занятиях.

Китайские названия даны в русской транскрипции.

Принцип составления комплекса на 12, 15 и 20 сеансов тот же.

Логоневроз (Заикание) — Все о массаже..

Логоневроз — является видом речевого расстройства, который проявляется в виде запинок в речи и заикания.

Речь ребенка при таком расстройстве замедлена, и зачастую характеризуется частыми длительными паузами, растянутым произнесением или повторением звуков, слогов и слов.

Помимо речевых расстройств логоневроз также проявляется в сопровождающих движениях лица: дрожание челюсти и губ, быстрое моргание, напряжение всех мимических мышц при попытке произнести слово или слог.

  • Этиологический фактор.
  • Логоневроз или невроз речи может развиваться как реакция на сильный стрессовый фактор или быть следствием органического поражения головного мозга.
  • Более распространенными причинами логоневроза считаются:
  • Травмы головного мозга, инфекционные заболевания, при которых инфекционный агент тропен к нервной ткани, ДЦП, опухолевые новообразования, нарушения трофики головного мозга, инсульты.
  • Психические заболевания и психопатии: шизофрения, неврастения, шизоаффективное расстройство.
  • Наследственная предрасположенность. Замечено, что у детей и подростков данное состояние развивается чаще, чем у взрослых. При этом для каждого возраста выделяют отдельные причины. Так у маленьких детей, которые только учатся говорить, логоневроз может быть нормальным этапом формирования речевого аппарата. А вот у подростков причиной невротического заикания является неустойчивость психики, повышенная эмоциональна возбудимость, склонность к драматизации и излишняя впечатлительность.
  • Нарушение речи проявляется как ответная реакция на семейные неурядицы и частые конфликты. Когда обстановка в доме напряженная, то соответственно имеют место постоянные конфликты, тогда ребенок, а особенно подросток может реагировать на это проблемами с речью.

Последствия заикания

В тех случаях, когда логоневроз не исчезает и усиливается, то существует вероятность того, что он может привести к тяжелой форме заикания и психологическим последствиям на всю жизнь.

Особенно тяжело дети переживают данный недуг в подростковом возрасте, когда подросток, чтобы избежать насмешек со стороны окружающих сверстников, начнет избегать общения и случаев, когда требуется изложить информацию устно.

В случае тяжелой стадии логоневроза ребенок будет бояться произносить слова и звуки, начнет отказываться говорить и выступать на публике, у него может начать  формироваться состояние неполноценности.

Запинки в речи будут становится более явными во время выступления перед аудиторией, при разговоре с незнакомыми людьми, перед важным собеседованием и в других ситуациях, вызывающих психологическое давление.

И в итоге стресс, который испытывает человек, страдающий логоневрозом, приведет к еще большему ухудшению состояния речи, и как следствие к изменениям личности – появляется молчаливость, замкнутость, депрессия.

Причины заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста.

Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения.

Вот эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко.

Дети довольно часто, воспринимая на слух различные звуки и слова, но не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу.

Когда в семье или в ближайшем окружении ребенка присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут попросту перенять эту манеру разговора.

Польза массажа при дизартрии и заикании

Дизартрией называют дефект речи, вызванный поражением нервной системы. Проблемы с функциональностью нервных клеток речевого аппарата отражаются на артикуляции, снижении подвижности губ, языка и мягкого неба. Заикание — это патология, для которой характерно нарушение нормального ритма речи, сопровождающееся повторением или пролонгацией как звуков, так и слогов.

Лечение дизартрии всегда комплексное, и состоит из медикаментов, имеющих седативное действие, лечебной физкультуры, водной терапии, массажных процедур и занятий с педагогом или психологом, если заболевание прогрессирующее. Для избавления от заикания также используют медикаментозное и физиотерапевтическое воздействие, а если лечение не дает результаты, то прибегают к помощи логопедов и психологов.

https://youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Полезные свойства массажа при заикании и дизартрии у детей объясняются механическим воздействием, направленным на улучшение состояния нервов и тканей в речевом аппарате. К основным целям процедур относят:

  • нормализация произношения слов;
  • эмоциональное оздоровление;
  • активацию речевого аппарата через развитие мышц с недостаточной сократительной способностью;
  • улучшение глотательного рефлекса;
  • стимулирование зон головного мозга, отвечающих за речь.

Логопедический массаж при дизартрии и заикании также направлен на коррекцию речи и имеет благоприятное воздействие на психику ребенка. Во время сеансов происходит не только улучшение речевых функций, но и:

  • улучшается состояние мышечного тонуса мимической и общей мускулатуры;
  • устраняется патология голосовых связок;
  • укрепляется капиллярная сеть;
  • улучшается движение биологических жидкостей;
  • нормализуется работа кожных клеток;
  • увеличивается амплитуда артикуляционных движений;
  • снижаются спазмы мышц артикуляционного аппарата;
  • формируются скоординированные артикуляционные движения.

Обычно логопедический массаж при заикании проводят в медицинских центрах дефектологи и логопеды, но после прохождения обучающего курса родители могут выполнять простые процедуры и дома. Массаж затрагивает голову, шею и верхнюю часть плеч, и не имеет противопоказаний. Научиться делать его несложно, но консультация с врачом обязательна: логопед должен определить тип процедур исходя из вида и стадии заболевания, частоту, продолжительность и интенсивность сеансов.

Точечный массаж

Главные преимущества этого метода — простота выполнения и эффективность результатов после первых курсов применения. Манипуляции такого типа можно выполнять в домашних условиях. Родители без проблем смогут применить точечный массаж при заикании самостоятельно.

Техника выполнения:

  1. Надавливания выполняются подушечками большого, среднего и указательного пальцев. Надавливания плавные и лёгкие, с постепенным усилением.
  2. Выполняются круговые движения по часовой стрелке.
  3. Воздействие производится на точки спины и лица. Эти точки называются точками акупунктуры.
  4. Время проведения процедуры — не более часа.
  5. Лечение производится четырьмя курсами. Курс подразумевает проведение пятнадцати занятий. Перерывы между курсами: первый и второй — две недели, последующие — 2-6 месяцев.

Последовательность действий:

  1. Тремя пальцами выполняется надавливание с медленным вращательным движением.
  2. Сила надавливания медленно увеличивается. Переход не должен быть резким.
  3. По истечении 3-5 минут надавливание слегка ослабляется.
  4. В каждой точке выполняется 3-4 последовательные манипуляции.
  5. Поиск точки осуществляется предварительным надавливанием. В зоне акупунктуры пациент должен почувствовать специфические лёгкие болевые ощущения или ломоту. При последующих манипуляциях неприятные ощущения чувствоваться не должны. Если есть неприятные ощущения, ослабляется сила нажатий. При сохранении неприятных ощущений процедура прекращается.

Расположение зон акупунктуры:

  • между большим и указательным пальцем, участок слева под коленкой (с этих точек начинается массаж);
  • между нижними частями лопаток с обеих сторон позвоночника;
  • на шее, ниже линии роста волос (ниже ушей, между позвоночником);
  • по участкам «спинной стороны» плеч;
  • зона теменной области головы;
  • на переносице;
  • под носом;
  • под нижней губой;
  • в углах губ;
  • в месте стыка нижней челюсти и черепа.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист. Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома

Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей

Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Adblock
detector