Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Массаж

С целью вылечить шепелявость у малыша пройдите курс массажа у специализированного доктора. Делать массаж дома не советуют, поскольку можно травмировать трахею или мышцы. Лишь знающий массажист для детей, который имеет специализацию в области излечения дефектов речи, дает гарантию успешного прохождения курса.

Основополагающие принципы проведения массажа:

  • размеренный и плавный темп общения;
  • создание для малыша благоприятной среды;
  • включение спокойной мелодии;
  • согревающие руки массажиста.

Сеанс делают в правильной последовательности в таких местах:

  • шея;
  • верхний плечевой пояс;
  • мимическая мускулатура;
  • губы;
  • горло.

Главная задача терапии — расслабить все группы мышц. Они ежедневно у ребёнка в напряжении. Курс массажа составляет 12 сеансов. Если будет потребность, то повторить курс можно через 14 дней.

Для того чтобы корректировка шепелявости и курс массажа был ещё эффективней, специалисты могут порекомендовать добавить медикаменты.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма, при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза — характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма — состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе. Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка. То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер. Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон. При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки

Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму

При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки. Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами. Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Рекомендации при проблеме логоневроза

Четкий и правильный распорядок дня. Перед сном взрослым следует ограничить просмотр телевизионных программ и фильмов. Особенно тех, которые могут действовать на нервную систему возбуждающе.

Создать благоприятную атмосферу дома. Исключить жесткие дисциплинарные меры и наказания, убрать расхождения в требованиях к ребенку, свести их к единой системе. Не делать акцент на проявлениях дефектов речи, не указывать на них, не одергивать ребенка и не исправлять его, если он сказал не так, как следует. Тем более нельзя это делать при посторонних людях. Такое поведение взрослых способно только усугубить степень выраженности проблемы.

Положительные эмоции. Ребенок должен понимать, что в любом случае он желанный и важный для своих родителей, его любят и заботятся о нем. Логоневроз не делает из малыша ущербного и неполноценного человека. Это нужно показывать постоянно, усиливая у ребенка веру в себя и свои силы.

Внешняя благоприятная атмосфера. Стрессовая обстановка, напряженный микроклимат, действующий на моральное состояние угнетающе, нивелируют любой эффект от занятий и упражнений. Необходимо поддерживать благоприятную обстановку дома, обеспечить спокойный и благожелательный эмоциональный фон, в котором будет комфортно работать и отдыхать.

Логоневрозом у детей называют известный всем синдром заикания — судорожное расстройство речи, не позволяющее произносить звуки в правильной последовательности. Ребенок, страдающий логоневрозом, не испытывает болезненных ощущений в процессе речи, но ощущает значительный психологический дискомфорт.

«Заике» не доступно спокойное выражение своих мыслей, ребенок волнуется и стыдится своей особенности. Логоневрозы полностью излечимы. Насколько эффективным будет лечение зависит от желания больного избавиться от заикания.

Медикаментозное лечение

Лечить заикание медикаментами врачи стараются только в самых сложных случаях, когда у ребенка наблюдаются серьезные психические и нервные расстройства. В таких случаях врач назначает транквилизаторы, препараты. Легкие седативные средства могут быть назначены и при легкой форме заикания. Какие лекарства могут быть прописаны при заикании?

  • «». Ноотропный препарат, призванный улучшить кровоснабжение головного мозга. Доступен в форме таблеток, капсул и сиропа для детей до 5 лет, которым противопоказана таблетированная форма лекарства.
  • «Галоперидол». Нейролептик с антипсихотическим действием. Выпускается в таблетках и растворах для инъекций. При заикании назначается только в сложных случаях нарушения психического развития. Полностью противопоказан детям до 3 лет. Продается по рецептам.
  • «Мидокалм». Миорелаксант, который помогает расслабить мышечные зажимы и стабилизировать внутриклеточный метаболизм. Препарат в аптеках существует в форме таблеток и раствора для уколов. Лекарство разрешено использовать детям, достигшим годовалого возраста. До 1 года «Мидокалм» не назначают.
  • «». Спазмолитический препарат с мягким действием, регулирующий сон, снижающий тонус мышц, но не нарушающий память. При заикании может быть назначен в качестве успокоительного, расслабляющего средства. Выпускается в форме таблеток. Детям до 3 лет не рекомендуется, но при необходимости врач рассчитает индивидуальную дозировку. Средство продается по рецепту врача.
  • «». Ноотропное средство с противосудорожным и транквилизирующим эффектом. Умеренно подавляет центральную нервную систему. Доступен в виде желатиновых капсул. При заикании и детских тиках может быть назначен детям с 3 лет. Малышам младше лекарство строго противопоказано.
  • «». Мягкое успокоительное с противотревожным действием. Препарат доступен в общей и детской формах. В таблетках для рассасывания, для подростков и взрослых, и под зарегистрированным названием «Тенотен детский». Детский вариант лекарства может быть назначен с 3 лет. В аптеках доступен без рецепта.
  • «». Ноотропное средство с транквилизирующим эффектом. Выпускается в таблетках и порошках для приема внутрь. Это лекарство хорошо себя зарекомендовало как мягкое и тактичное средство для лечения заикания, неврозов и недержания мочи у детей младшего школьного возраста. Детям до 3 лет принимать препарат не рекомендуется. Продается по рецептам.
  • «Пустырник форте». Это не лекарство, а БАД (биологически-активная добавка). Обладает седативным действием. Назначается в качество успокоительного детям любого возраста. Выпускается в таблетках. Настойка при разведении физраствором или кипяченой водой доступна детям от 7 лет.
  • «». Аминокислота, оказывающая позитивное действие на метаболизм нейтроцитов. Обладает умеренным успокаивающим действием, выпускается в подъязычных таблетках. «Глицин» можно давать даже грудничкам. При терапии заикания у детей назначается чаще всего.
  • «Пентокальцин». Этот ноотропный препарат с противосудорожным эффектом. Доступен на прилавках провизоров в одной-единственной форме — таблетки. Может быть назначен детям любого возраста при коррекции заикания, ночном недержании мочи.
  • «». Транквилизатор. Выпускается в виде таблеток и растворов для внутривенных инъекций. Препарат даже при правильно применении способен вызывать привыкание, при длительном приеме становится причиной сильной зависимости. Производители рекомендует применять препарат детям с 16 лет, но детские психиатры назначают это лекарство при тяжелых формах нервных нарушений и в более раннем возрасте. Оценка довольно субъекта.
  • «Сибазон». Транквилизатор с противосудорожным эффектом. Бывает в таблетках и растворе для уколов. Таблетки противопоказаны детям дошкольного возраста до 7 лет.

Симптомы невротического заикания

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Для всех форм заикания характерны судороги при речевом акте, длящиеся от долей секунд до полутора минут. Судороги бывают разными по форме (тонические и клонические), частоте и локализации (голосовые, дыхательные и артикуляционные). При клоническом типе наблюдается многократный повтор звуков и слогов;

Обычно маленькие дети не замечают своего недуга и не обращают на него внимания. Но по мере взросления их поведение проходит несколько этапов. Обычно с приходом в школу начинается рецидив заикания, так как с увеличением нагрузки, расширением круга общения происходит и усиление речевой и психической напряженности.

У ребенка начинается логофобия и формируются такие черты личности, как замкнутость, боязнь общения. В подростковом возрасте эти качества проявляются особенно выраженно. У одних это становится причиной резкого ограничения контактов, они говорят мало, упрощая свою речь до простейших, легкопроизносимых фраз, а другие ведут себя вызывающе, агрессивно (гиперкомпенсация).

Общение с людьми, страдающими тяжелой формой заикания, затруднено и мучительно для обеих сторон. Речь их сопровождается различными движениями головы, корпуса, рук и ног, повышенной речевой моторикой (покусыванием губ, причмокиванием, беззвучным артикулированием звуков), что производит тяжелое впечатление.

Факторы риска

Логоневроз — патология, которой подвержено почти 3% детей. Этот дефект речи вызван мышечными судорогами речевого аппарата. У больного также могут возникать судороги дыхательных мышц.

Согласно статистике, у мальчиков заикание возникает в 4 раза чаще, чем у девочек-ровесниц.

Объяснение этого феномена в том, что психика девочек и женщин отличается большей устойчивостью, чем представителей сильного пола.

Причины заикания у детей 3 лет:

  • проблемная беременность матери;
  • инфекционные поражения ЦНС малыша;
  • наследственный фактор;
  • перенесенные болезни (инфекции, воспалительные заболевания, частые простуды) в первые годы жизни: одним из самых опасных недугов, приводящих к речевым расстройствам, является рахит;
  • сильные потрясения (падение с высоты, пожар);
  • острый дефицит полезных веществ в организме пациента;
  • тревожная обстановка дома: привести к заиканию могут скандалы между взрослыми, излишняя суровость старших членов семьи по отношению к малышу, очевидна психосоматика заикания у детей, живущих в неблагополучных семьях;
  • регулярные попытки взрослых переучить маленького левшу;
  • умственное переутомление: современные родители, стремясь сделать из малыша вундеркинда, не всегда соблюдают меру — перегруженность информацией, чтение длинных и сложных текстов может негативно повлиять на нервную систему дошкольника;
  • выраженный недостаток сна.

Не лучшим образом на речевую функцию влияет избыток виртуальной реальности.

Признаки косноязычия и сильное заикание у детей дошкольного возраста может вызвать просмотр жестоких фильмов и чрезмерное увлечение компьютерными играми. Меняется не только речь, но и поведение малыша. Ребенок становится раздражительным, излишне возбудимым.

Сельские мальчики и девочки гораздо реже сталкиваются с речевыми дефектами, чем их ровесники-горожане. Дети, живущие в селе, проводят на природе много времени и не игнорируют активные игры. Известны случаи, когда дошкольники неосознанно копировали поведение старших членов семьи, страдающих логоневрозом. Иногда заикание может проявляться на фоне общего недоразвития речи у детей. Маме стоит насторожиться, если ее чадо говорит невнятно, через нос, по несколько раз повторяет один и тот же звук или слог. Некоторые дети, живущие в двуязычной семье, в раннем возрасте становятся жертвами проблемы. Малышу сложно без запинок переключиться с одного языка на другой.

Проблемы с речью могут побеспокоить малыша, который долго не говорил. Если ваше чадо начало произносить развернутые фразы к трем годам жизни и выговаривает звуки нечетко, причина невнятной, сбивчивой речи — двигательная заторможенность нервной системы крохи. Неопытному человеку трудно понять, являются ли запинки и удлиненные гласные звуки проявлением заикания у ребенка или это для малыша 4 лет норма. Обращение к педиатру поможет прояснить ситуацию.

Первые проявления проблемы у ребенка

Под заиканием (логоневрозом) понимают расстройство речи с характерным повторением или удлинением отдельных звуков, слов или слогов. В результате расстраивается ее ритм и нарушается плавность.

Эта патология часто сопровождается следующими нарушениями: изменяется ритм дыхания, тембр голоса и высота звуков. Их относят к группе расстройств ритмической организации речевой функции.

В его развитии роль играют несколько причин:

  • слабость нервной деятельности;
  • психологические проблемы;
  • психические заболевания;
  • хронические, вялотекущие соматические патологии.

Заикание развивается в результате судорожного состояния мышц, отвечающих за формирование речи.

Оно возникает в результате патологических процессов, развивающихся в структурах головного мозга и черепных нервах. Эта патология реализуется в ходе прерывистой передачи импульсов по нервным волокнам. Она возникает из-за нарушений в речевых центрах головного мозга.

Рассмотрим подробнее, что является основным симптомом заикания.

Дошкольного возраста

К первым проявлениям заикания у детей дошкольного возраста относят аритмичность речи. Они появляются из-за судорожных расстройств в мышцах, образующих речевой аппарат.

Сначала у дошкольника страдают следующие речевые характеристики:

  • плавность;
  • интонационная выразительность;
  • паузация;
  • нарушаются логические и фонетические ударения.

У малышей появляется эмболофразия – наличие в речи постоянно повторяющихся посторонних слов и простых фраз. Для дошкольников характерно появление простых эмболов («ну», «э», «вот» и тому подобное). Они образуются, так как малыш не может четко и быстро оформить свою мысль.

В дошкольном возрасте характерно сопровождение заикания массой сопутствующих простых движений. Это происходит ввиду распространения судорожного возбуждения с речевого аппарата на мышцы рядом расположенных частей тела. В первую очередь они распространяются на мышцы лица, надплечий и шеи, затем на руки, туловище, ноги.

Вместе с заиканием малыш совершает следующие действия:

  • теребит пуговицы, носовой платок или края одежды;
  • моргает;
  • покачивает туловищем;
  • подергивает плечом;
  • притопывает;
  • наклоняет голову;
  • закрывает глаза.

Это происходит во время судорожного подергивания мышц.

На начальных этапах заболевания эти проявления у детей появляются в момент начала самостоятельной речи. Заикание усиливается в моменты присутствия незнакомых людей, в новых ситуациях и при волнении. У малышей заикание может исчезать на некоторый период, а затем появляться вновь.

В младшем школьном

Первыми симптомами в младшем школьном возрасте являются речевые запинки. Они вырабатывают негативный эмоциональный осадок.

У ребенка появляется недовольство и переживания по поводу невозможности нормально говорить, это усугубляет проблему. Состояние ухудшает негативная оценка и насмешки окружающих.

В младшем школьном возрасте особо значимый эффект оказывает негативное влияние учителя на ситуацию. Резкие окрики, высмеивание перед классом, излишне строгое отношение способствуют прогрессированию логоневроза у ребенка.

Появляются типичные для логоневроза проявления:

  • повторение звуков и фраз;
  • усилие, видимое в лицевых мышцах, при произношении;
  • резкое тональное повышение голоса на высоте заикания;
  • речевые блоки.

Часто у детей в этом возрасте после сильного эмоционального потрясения возникает мутизм – ребенок совсем перестает разговаривать. Через какое-то время возобновляется речь, но уже присутствует заикание.

Если заикание появилось ближе к окончанию младшей школы, то у ребенка меняется характер. Он становится замкнутым, малообщительным.

У подростков

Для подростков характерен рецидив или усиление логоневроза в возрасте от пятнадцати до семнадцати лет. У него проявляется личностная реакция на речевой дефект. Они болезненно осознают свой дефект, становясь замкнутыми.

Молодые люди избегают публичных выступлений, развивается логофобия. Характерно, что вне ситуаций с публичными выступлениями никаких личностных изменений не возникает.

Из-за невозможности полноценной коммуникации с другими людьми провоцирует неуверенность и уход в себя.

Кроме отказа от коммуникаций, подростки всячески стараются камуфлировать свой речевой дефект. Они отказываются от употребления отдельных звуков и слов в своей речи, заменяя их другими, с которыми не возникает трудностей.

Подростки начинают использовать длительные паузы в разговоре, использовать повторение отдельных фраз, растягивать отдельные звуки.

Проблемы с речью у малышей

Речевые навыки у малышей 2–4 лет находятся на этапе формирования и становления. Стресс или недомогание могут пошатнуть речевую функцию. Иногда у маленьких детей признаки заикания (до 3 лет) проявляются незначительными запинками в начале разговора.

Другие симптомы логоневроза у детей:

  • вдохи судорожные;
  • дыхание, замедленное или учащенное, при попытке малыша начать монолог;
  • судороги речевые;
  • изменения громкости голоса;
  • покашливание, зевание;
  • интонация голоса резко меняется;
  • появление бессмысленных звуков или навязчивого слова-паразита («это», «ну»);
    повышение потоотделения.

Нередко заикание у ребенка 3–4 лет сопровождается непроизвольными сокращениями мышц в разных частях тела. Малыш может пожимать плечами, откидывать голову назад, топать ногой. Во время разговора меняется цвет кожных покровов маленького пациента (бледнеет или краснеет). У некоторых дошкольников наблюдаются повышенная рассеянность, подавленное настроение.

По степени логофобии

Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:

  • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
  • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
  • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.

Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

Adblock
detector