Деменция у подростков: признаки слабоумия у детей

Общее

Деменция – это приобретенное слабоумие. Оно возникает не только у взрослых, но и у детей. Для правильного понимания терминологии следует разграничить некоторые понятия:

  1. Детям до трех лет жизни не выставляется диагноз «деменция у детей». В таком случае выставляется «умственная отсталость» или «олигофрения».
  2. После трех лет также не выставляется «детская деменция». В таком случае правильная терминология – органическое поражение у детей.

Сама же клиническая картина органического поражения схожа с симптоматикой органической деменции. В каком возрасте начинается деменция – с момента воздействия патологического фактора на головной мозг.

Причины

Деменция в раннем возрасте возникает вследствие таких причин:

  • Нейроинфекции, поражающие ткани головного мозга: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, арахноидит.
  • Черепно-мозговые травмы, повреждающие вещество мозга.
  • Хроническая интоксикация, например, интоксикация лекарственными препаратами или часто введение наркоза. У детей подросткового возраста интоксикация может возникать из-за употребления алкоголя или наркотиков.

Все названные причины развивают дегенеративные изменения коры и подкорковых структур головного мозга. Вследствие нейродегенерации ослабляются когнитивные свойства ребенка.

Часто детское слабоумие выступает в роли резидуальной органической деменции. Термин «резидуальный» значит «остаточный». Это означает, что недостаток интеллекта возникает вследствие перенесенных патологических состояний.

Приобретенное слабоумие у детей классифицируется по причине. Например, ребенок попал в аварию. В результате удара повредилось левое полушарие, из-за чего возник интеллектуальный дефект. В таком случае выставляется диагноз «травматическое органическое поражение головного мозга у ребенка». Если это нейроинфекция – «инфекционное органическое поражение».

Профилактика деменции

Предупредить деменцию достаточно сложно, так как ее причины зачастую не зависят от профилактических мер. Но все-таки придерживаться нижеописанных рекомендаций следует в любом случае:

избегайте травм головы и сотрясений головного мозга;

  • следите за здоровьем, обследуйтесь у специалистов, своевременно лечите хронические заболевания;
  • избегайте чрезмерного психоэмоционального напряжения;
  • соблюдайте режим дня, уделяйте не менее 8 часов полноценному сну;
  • регулярно гуляйте на свежем воздухе;
  • чередуйте интеллектуальные нагрузки с физическими;
  • питайтесь правильно и сбалансировано.

Деменция – это тяжелое заболевание. Когда кто-то из близких страдает деменцией, это отражается на всей семье

Важно понять и принять ситуацию, и сделать все возможное для лечения больного и сохранения у него оставшихся навыков. Несмотря на то, что распад личности – это необратимый процесс, качественный уход и забота, грамотное лечение могут значительно замедлить деменцию

Только вы можете улучшить качество жизни больного близкого человека и подарить ему шанс на выздоровление.

При легкой степени деменции будет необходима помощь нейропсихологов и логопедов. Специалисты центра НЕАПЛ готовые ее оказать. Обращайтесь!

Отличительные черты и степени тяжести

Детскую деменцию не стоит путать с олигофренией (умственная отсталость), так как их симптоматика имеет определенное сходство, долгое время эти понятия не отделяли друг от друга. Основными отличиями деменции от олигофрении является их разграничение по таким критериям (признакам):

  • время возникновения (деменция – постнатальный период, олигофрения — пренатальный, натальный и ранний постнатальный);
  • тип дизонтогенеза (деменция – стойкое недоразвитие, олигофрения – поврежденное развитие);
  • характер поражения центральной нервной системы (деменция – локальный (редко тотальный), олигофрения – тотальный);
  • структура дефекта (деменция – мозаичность дефекта, олигофрения – иерархичность дефекта);
  • течение (деменция – прогрессирующий (прогредиентный) характер, олигофрения – непрогредиентный характер).

Также, в отличие от деменции, олигофрению по степени тяжести разделяют на три формы (дебильность, имбецильность, идиотизм):

  • слабо выраженная форма (дебильность), характеризуется нарушением познавательной деятельности, отсутствием у ребенка абстрактного мышления и повышенной формой внушаемости;
  • средняя степень (имбецильность), форма, которая характеризуется наличием элементарных навыков самообслуживания, отсутствием самостоятельного мышления и простой речью (у имбецила словарный запас состоит из набора стандартных фраз);
  • крайняя степень (идиотизм), характеризуется отсутствием внятной речи и невозможностью интеллектуально развиваться.

Симптомы и причины развития

Симптомы (признаки) деменции зависят не только от формы, но и от возраста ребенка:

Ясельный возраст и дошкольный период (от года до семи лет). Деменция у детей в этом возрасте проявляется сужением словарного запаса, потерей ранее приобретенных навыков, сложностями с изложением (формулированием) мыслей, снижением двигательной активности вплоть до утраты способности ходить. Также возможно развитие равнодушия и отсутствия привязанности к родным людям.
Младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет). В этот период отмечается снижение работоспособности и проблемы с памятью (ребенку сложно запоминать новую информацию, а также начинают путаться раннее усвоенные знания).
Подростковый возраст (от одиннадцати до восемнадцати лет). Ребенок начинает быстро уставать, ухудшается речь (становится нечеткой)

Возникают проблемы с памятью и вниманием.

Деменция, возникающая на фоне различных генетических заболеваний, также может отличаться по скорости и характеру течения. Например, если причиной деменции является болезнь Нимана-Пика, то проявить себя она может только в подростковый период, а если деменция проявилась из-за болезни Лафора, то ребенок может умереть и в более раннем возрасте, так как такое заболевание протекает стремительно.

Деменция у детей может быть врожденной или приобретенной по таким причинам:

  • генетические (наследственные) заболевания, которые проявляются через некоторое время после рождения;
  • некоторые заболевания инфекционного характера;
  • любого рода травмы головы;
  • воздействие ВИЧ-инфекции;
  • недостаточное питание тканей мозга, в связи с нарушением сосудистого кровотока;
  • отравление лекарственными средствами.

Слабоумие – симптомы

Выраженность симптоматики напрямую зависит от степени умственной отсталости. Первые признаки проявляются в форме соматовегетативной реакции в возрасте 0–3 года. Ребенок отличается повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы. Это сопровождается нарушением сна, аппетита, расстройством органов ЖКТ. Этому сопутствуют рвота, колебания температуры, снижение аппетита, метеоризм, повышенная потливость.

По мере взросления ребенка симптомы приобретают выраженный характер. Так, слабоумие у детей в возрасте 4–10 лет сопровождается психомоторными нарушениями. Они выражаются в гипердинамических расстройствах различного происхождения: возбудимость психомоторного типа, заикание, тики. Все это обусловлено более выраженной дифференцировкой корковых отделов двигательного анализатора.

Первые признаки слабоумия

На практике не всегда может быть обнаружена задержка умственного развития у детей: симптомы нарушения на ранних стадиях носят неявный характер. Одним из первых признаков может выступать эмоциональная неустойчивость ребенка:

  • частая смена настроения;
  • недостаточный самоконтроль;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • нарушения поведения;
  • суетливость;
  • стеснительность;
  • неуверенность.

Кроме того, наблюдается нарушение свойств внимания. Оно неустойчивое, концентрация недостаточна, ребенок постоянно отвлекается даже при выполнении простого задания. У детей дошкольного возраста могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Нарушение восприятия – детям сложно сформировать целостный образ.
  2. Проблемы с речью – наблюдается задержка умственного развития в речи, она может быть как системной, так и частичной.

Легкая умственная отсталость

Умственная отсталость легкой степени обозначается врачами как дебильность. Для этой формы нарушения характерна хорошая механическая память. Дети могут приобрести определенный объем знаний и элементарные навыки письма, чтения, счета. В некоторых случаях богатый речевой запас маскирует недостаточность мыслительной деятельности.

Такие дети не проявляют инициативы, самостоятельности. Определенные трудности вызывает переход к мыслительным задачам. Умственная отсталость этой формы проявляется недостаточной способностью к самообладанию, импульсивностью и подавлению влечений. Дети проявляют тягу к подражательству, внушаемости. Они хорошо приспосабливаются к жизни, поэтому неплохо проходят социализацию.

Умеренная умственная отсталость

Умственная отсталость в умеренной степени называется термином имбецильность. Дети с данным нарушением способны к накоплению некоторого запаса знаний, обладают хорошей механической памятью. Словарный запас невелик, само понимание и использование речи имеет ограничение. Такие дети эгоцентричны, требуют повышенного внимания к себе. Они постоянно нуждаются в положительной оценке своих действий: проявляют радость, когда их хвалят, и обижаются на порицание.

Такие дети не привыкают к трудностям. Когда требуется напряжение, любимыми их ответами являются: «не могу», «не хочу», «не знаю». Подобные признаки слабоумия упускаются родителями. Постоянная работа с такими детьми позволяет приобрести ряд основных навыков и умений, однако объем усвоенного материала небольшой. Дети нуждаются в постоянной опеке, а обучение проводится в специализированных учебных заведениях.

Тяжелая умственная отсталость

Тяжелая и глубокая умственная отсталость характеризуется полным отсутствием реакции на происходящее вокруг или неадекватным реагированием на раздражители. Членораздельная, внятная речь отсутствует. Пациенты с данной степенью умственной отсталости воспринимают речевую интонацию, однако не понимают смысла сказанного. Оставшись наедине с собой, многие из них остаются неподвижными, другие находятся в постоянном движении: ползают, хватают все окружающие предметы. Нередко проявляют агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на окружающих.

Симптомы слабоумия в молодом возрасте (15 лет)

Олигофрения проявляется недоразвитым интеллектом и психикой в целом, определяет слабоумие у детей.

Деменция в детском возрасте, которую можно назвать олигофренией, имеет 3 степени: дебильность, имбецильность, идиотию.

Дебилы учатся в специализированных школах, успешно их заканчивают в 15 лет, приобретают профессиональные навыки, самостоятельно живут. Задержка психического развития сопровождается появлением плохих черт характера:

  • упрямство;
  • злопамятство;
  • злобность;
  • мстительность.

  Рейтинг: ТОП-10 лучших пансионатов для пожилых в Новой Москве

При этом у них бывает отличная память, частичная одаренность, умение решать непростые математические задачки.

Имбецильность – средняя тяжесть олигофрении, примитивно развитая психика и мышление. Имбецилы привязаны к родственникам, понимают похвалу и порицание. Они умеют говорить несложные предложения, понимают речь, способны пользоваться навыками самообслуживания, но неинициативны, в новой обстановке теряют ориентацию. Им в 15 нужен постоянный досмотр и уход.

Идиотия – тяжелая стадия олигофрении. Деменция может проявляться в полном отсутствии речи и мышления. Эмоциональная активность характеризуется только чувствами удовольствия и неудовольствия. Одни пациенты вялые и апатичные, другие злобные и агрессивные. Все больные нуждаются в полном уходе. Они не могут сами есть, жевать, не отличают родных от посторонних, безразличны к окружающему быту и обстановке.

Лечение

Клиническая деменция у детей определяется рядом диагностических методик, на основании которых подтверждают болезнь и подбирают подходящие варианты лечения.

Патология требует длительного системного лечения и организованности родителей. С помощью правильно подобранных терапевтических процедур можно скорректировать нарушения памяти, интеллекта, эмоционального состояния.

Прибегают к психолого-педагогической помощи, которая способствует развитию мышления, способности к запоминанию. Учебную нагрузку подбирают в зависимости от степени развития патологического процесса.

Терапия деменции является непростой задачей. При этом заболевании полностью утрачиваются воспоминания, мыслительная деятельность, практические навыки, речь, воля, портится характер.

В зависимости от причины проблемы, симптомов и стадии развития дегенеративных нарушений, прибегают к использованию:

  • антиоксидантов;
  • средств, улучшающих память;
  • препаратов для восстановления нервной ткани;
  • лекарств улучшающих ток крови по сосудам головного мозга.

Симптомы деменции у молодых снижают с помощью средств народной медицины. Облегчения симптомов и замедления дегенеративных процессов добиваются с помощью отваров и настоев на основе лекарственных растений.

Без ведома врача прибегать к таким методам нельзя, так как только он может подобрать средства, гармонично сочетающиеся с препаратами и не вызывающие аллергических реакций. Хорошие результаты наблюдаются во время использования корня девясила, женьшеня, коры рябины, китайского лимонника, мяты перечной и других растений.

Важную роль в процессе лечения играет питание ребенка. От рождения и до года желательно, чтобы малыш получал грудное молоко. Мама должна правильно питаться, чтобы в молоке было много витаминов, белков, жиров и углеводов.

В более старшем возрасте важно обеспечить разнообразный рацион ребенку. Он должен употреблять мясо, крупяные каши, фрукты и овощи, молочные продукты

В подростковом возрасте следует сделать упор на молочные продукты, так как в этот период кости активно растут и нуждаются в большом количестве кальция.

Стоит отказаться от жирных и жареных блюд, копченостей, чрезмерного потребления сладостей.

Полезно регулярно гулять пешком на свежем воздухе. Это позволит замедлить скорость развития деменции.

Людям молодого и взрослого возраста приостановить слабоумие помогает обучение новой профессии, решение головоломок и задач.

Симптомы детской деменции

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

Дошкольники (до 7 лет)

Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

  • позже сверстников начинает ходить и говорить;
  • забывает слова, неправильно строит предложения;
  • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
  • испытывает равнодушие к внешнему миру;
  • утрачивает привязанность к близким.

Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

Младшие школьники (7-11 лет)

Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:

  • учащийся с трудом усваивает новый материал;
  • медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
  • не понимает смысл пословиц и поговорок;
  • не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
  • забывает слова, с трудом строит предложения;
  • неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
  • быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.

Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.

Юноши и девушки (11-18 лет)

Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:

  • ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
  • не следит за собой, выглядит неопрятно;
  • теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
  • начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
  • все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
  • плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.

Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.

О симптомах умственной отсталости в этом видео:

Причины слабоумия у детей

Причины слабоумия у детей в детской психиатрии принято разделять на постнатальные (при родах, во время новорожденности и первых нескольких лет жизни), антенатальные (патогенные факторы, которые воздействуют на плод в процессе беременности) и наследственные (хромосомные нарушения и генные аномалии, на их долю приходится около 80% патологии).

Причины наследственного слабоумия у ребенка, как правило, обоснованы нарушениями в наборе хромосом либо их патологиями. Определим только самые распространенные:

  • 13-я хромосома – болезнь Патау;
  • 21-я хромосома – болезнь Дауна;
  • Нарушения в хромосоме 4p – болезнь Вольфа-Хиршхорна;
  • Нарушение фрагильной хромосомы – болезнь Ретта у девочек и Х-сцепленное заболевание у мальчиков;
  • Нарушение хромосомы 15р – болезнь Прадера-Вилли, хромосомы 9p – болезнь Альфи;
  • Патологии хромосомы 5p – олигофрения при синдроме кошачьего крика.

Самые распространенные причины слабоумия у детей, которые связаны с наследственностью, обусловлены нарушением метаболизма: нарушение обменного процесса аминокислоты фенилаланина (фенилпировиноградная олигофрения), нехватка йода (неонатальный тиреотоксикоз), нехватка лизосомального фермента (нейрональный цероид липофусцинов), недостаток аргинин расщепляющего фермента (гипераргининемия) и т. д.

Антенатальные причины появления слабоумия у ребенка в себя включают:

  • плацентарную недостаточность (задержка развития плода в утробе матери);
  • внутриутробную хроническую гипоксию плода (нехватка кислорода);
  • перенесенная краснуха при беременности (приводит у ребенка к рубеолярному слабоумию);
  • заболевания матери (токсоплазма, сифилис, цитомегаловирус, вирус герпеса);
  • тератогенное действие на плод этанола (спиртного), а также некоторых принимаемых во время беременности лекарственных препаратов (аспирина, антибиотиков, изотретиноина, варфарина и т. д.);
  • токсическое действие паров ртути, свинца, фенола, пестицидов;
  • преждевременные роды, преэклампсия;
  • высокий уровень ионизирующей радиации.

К постнатальным причинам слабоумия относится острая асфиксия при родах либо черепно-мозговая травма (травма головы во время родов при использования вакуум-экстрактора или наложении щипцов). При этом нарушение работы головного мозга и дальнейшее слабоумие у детей может появиться при иммунной несовместимости по резусу крови матери и ребенка.

Профилактика слабоумия в молодом и среднем возрасте

Профилактика деменции заключается в том, чтобы избежать проявления риска начала патологии. Если в семье были алкоголики, следует исключить горячительные напитки из рациона всей семьи. Чтобы никто никого не провоцировал. Общие катания на санках, лыжах, посещение бассейна, подвижные игры сплачивают семью и повышают здоровье всех, независимо от возраста.

Когда вы помогаете учить уроки подростку, тренируете свою память и облегчаете ему процесс понимания, анализирования, сравнения, ребенок, учится принимать решения и развивает свой мозг. Работающие нейроны устанавливают новые связи и цепочки. Таким образом мозг строит сам себя.

Учите стихи вместе с ребенком, это улучшит вашу память и его. Позитивный настрой в жизни, совместное посещение цирка, просмотр комедий, улучшит психологическое состояние каждого члена семьи.

Вы избавите свою семью от проблем со слабоумием, если будете жить интересной, насыщенной приятными событиями жизнью.

Прогноз и профилактика

При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

www.krasotaimedicina.ru

Характеристика больного ребенка

Дефекты развития умственно отсталого ребенка затрагивают все параметры личности и человека в целом. Органические дефекты выливаются в такие заболевания как гидроцефалия и ДЦП. Интеллектуальные отклонения связаны с повреждением некоторых корковых процессов мозга. Трудности с познавательной деятельностью приобретают разную форму, приводя к невозможности обучения умственно отсталых детей. Физиологические нарушения приводят к снижению зрения, слуха, недоразвитости речи.

Психология определяет три критерия:

  1. клинический – связан с органическим поражением мозга;
  2. психологический – выражается в нарушениях познавательной деятельности;
  3. педагогический – свидетельствует о низком уровне обучаемости.

Проблемы восприятия

Восприятие получаемой информации происходит в неполном объеме. Малышам сложно провести анализ и описать увиденное изображение. Запомнив один предмет, они не стремятся самостоятельно познавать другие вещи, их необходимо подталкивать к действию. Заниматься обучением умственно отсталых детей в обычной школе невозможно.


Ребенок с подобным отклонением не ориентируется в простейших вещах и не может посещать обычную школу

Познание мира должно происходить поэтапно, но у больных детей этот механизм нарушен. Отсутствует системный анализ предметов, малыш с трудом способен заметить связь между частями целого. Такая рассеянность приводит к потере первоначального представления об изучаемой им вещи. Слабая мыслительная активность мешает правильно оценивать свои поступки и действия.

Отставание в речи и мыслительных функциях представляет серьезные отличия больных малышей от обычных. Больные дети с большим трудом осваивают письменность и чтение, они невнимательны, не могут довести начатое до требуемого грамотного завершения.

Недоразвитость, как свидетельствует психология, заметна и в эмоциональном плане. Малыши внешне не проявляют своих переживаний, у них плохо работают волевые механизмы, слабо развита активность. Отстают в физическом развитии, запаздывая с освоением основных навыков: плохо и поздно начинают ползать, держать голову, ходить.


Игры таких деток даже в школьном возрасте остаются очень примитивными

Симптомы слабоумия у детей

Слабоумие обозначает значительные ограничения когнитивных и интеллектуальных способностей, а также адаптивного поведения, соответствующего возрасту, которые появляются у детей и остаются на всю жизнь. И стадии слабоумия у ребенка зависят от уровня ограничения умственных возможностей:

  • Первая или легкая стадия слабоумия (дебильность);
  • Вторая или умеренная стадия (неярко выраженная имбецильность);
  • Третья или тяжелая стадия (выраженная имбецильность);
  • Четвертая или глубокая стадия (идиотия).

Отличительными признаками легкого слабоумия у детей являются:

  • отсталость в физическом развитии;
  • уровень развития интеллекта (IQ) 51–68 баллов;
  • сложности с логическим и абстрактным мышлением;
  • неустойчивость внимания и плохая память;
  • большая внушаемость, которая часто приводит к абсолютной зависимости от влияния других лиц;
  • легкие расстройства поведения и эмоциональная нестабильность;
  • сложности в выполнении целенаправленных действий.

Врачи отмечают, что первые симптомы легкого нейрокогнитивного отклонения чаще всего можно выявить лишь после начала обучения ребенка в школе – в 7–10 лет, когда ему сложно дается освоение школьной программы. По статистике английских психиатров, приблизительно 88% детей с легким слабоумием только чуть медленней осваивают новые навыки и информацию.

При умеренном слабоумии IQ находится в пределах 36–48 баллов, а при тяжелом – на уровне 21–35 – то есть минимальна (в первой ситуации) возможность к самостоятельному мышлению или полностью отсутствует. Эти дети могут плохо питаться и спать, быстро раздражаются и устают. Отсталость в развитии выражено можно проследить в раннем возрасте: ползать, сидеть, говорить и ходить эти дети начинают позже остальных. Хоть, невзирая на все сложности, ребенок с имбецильностью может выучить минимальный словарный запас. Также наблюдаются проблемы с освоению элементарных действий по самообслуживанию, со слабой способностью к запоминанию и мелкой моторикой.

Слабоумие является непрогредиентным состояниям, то есть не прогрессирует, но признаки олигофрении у детей с тяжелой и умеренной стадией с возрастом для окружающих становятся более отчетливыми. Это выражается в абсолютной неспособности адаптировать и контролировать свое поведение, что зачастую проявляется отклонениям в поведении в форме приступов психомоторного возбуждения, в некоторых случаях до аффективных расстройств, которые напоминают психоз с элементами агрессии и эпилепсию припадков.

Около 7–18% детей со слабоумием имеют поведенческие проблемы, представляющие собой большую проблему для взрослых, которые за ними ухаживают. Но во время слабоумия, которое вызвано врожденным гипотиреозом, ребенок обычно апатичен и вял, его движения замедлены, вероятно, абсолютное отсутствие речи и слуха. То есть, в каждом отдельном случае появление определенных признаков определяют как патогенез, так уровень поражения мозга.

Особенности детей со слабоумием четвертой степени характеризуются отсутствием мыслительных возможностей и речи (при глубокой стадии уровень IQ меньше 19 балов). Глубокое слабоумие у детей практически постоянно определяется уже во время рождения либо вскорости после него. Многие эти дети имеют серьезные нарушения нервной системы и неспособны воспринимать речь, реагировать на внешние раздражители, выражать и испытывать эмоции (нет осознанной мимики), узнавать родителей, осязать предметы, координировать движения, ощущать запах, вкус и даже в некоторых случаях боль. Частый признак – это многократное механическое повторение одного движения либо, наоборот, состояние абсолютной неподвижности.

Нужно отметить, что для определенных симптомов олигофрении (болезни Апера, Крузона, Дауна и т. д.) присущи некоторые типичные внешние симптомы, в том числе, нарушения работы общей иннервации мышц (с судорогами или парезами) и проводимости глазных двигательных нервов (с нистагмом или косоглазием), черепно-лицевые аномалии. А со стороны эндокринной и сердечно-сосудистой системы может быть множество неспецифичных симптомов.

Adblock
detector