КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
Период полового созревания характеризуется завершением формирования костной системы Обмен кальция зависит от функционального состояния органов пищеварения и мочеотделения, с которыми связаны поступление и выведение этого элемента. Изменение гормонального го-
меостаза, наличие патологии органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных и белковых продуктов, продуктов содержащих витамин D, кальций, фосфор приводит к развитию остео-пении, остеопорозу и ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника.В подростковом возрасте часто отмечают остеохондропатии Поскольку рост и развитие грудной клетки завершается к 20 годам и происходит гетерохронно, в подростковом периоде часто формируются деформации позвоночника, грудной клетки, артропатии. Из-за патологии костной ткани в последующем возможна социальная недостаточность (ограничения в выборе профессии, трудоустройстве и др.).В подростковом возрасте отмечают наиболее интенсивное нарастание мышечной массы. У девушек в возрасте 14-15 лет показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин. У юношей мышечная сила значительно увеличивается в 14 лет, но становится такой же как у взрослых намного позже. На фоне пубертатного ускорения роста возможно отставание развития координации движений, что сопровождается угловатостью движений и неповоротливостью.
Производящие этиологические факторы риска
Под производящими причинами понимают «,спусковые курки»,, которые дают толчок к появлению речевых нарушений. Факторы разделяют на 2 группы: психические/социальные и зависящие от физиологический и анатомической структуры организма.
Подробная информация представлена в таблице:
Психические/социальные механизмы заикания | Анатомо-физиологические |
Испытанный ужас | Болезни, приводящие к переутомлению, истощению ЦНС: рахит, корь, брюшной тиф, коклюш |
Хронические, повторяющиеся конфликты, провоцирующие переживания и постоянное эмоциональное напряжение | Перенесенный энцефалит |
Некорректные воспитательные меры: попытки вырастить идеального ребенка, завышенные требования, чрезмерное потакание капризам, авторитарность | Повреждение внутри утробы, при родах |
Переучивание левшей: постоянные замечания приводят к неврозу | |
Неожиданное потрясение, спровоцировавшее взрыв эмоций | Сотрясение мозга |
Перегруз сложным материалом и неподходящей для возраста лексикой | |
Некорректное обучение в раннем возрасте: излишне быстрый темп, произношение слов одновременно со вдохом, неправильное произношение звуков | Повреждения подкорковых механизмов, которые отвечают за контроль телодвижений (например, дисфункция внчс) |
Психическая индукция: вольное или невольное копирование речи заикающихся людей из окружения | Заболевания носоглотки и гортани |
Полиглоссия: изучение в раннем детстве 2-х языков в одно время | Нарушения в работе артикуляционного аппарата при задержках речи, дефектах звукопроизношения, дизартрии, также ОНР (общее недоразвитие речи) |
Рейтинг наиболее распространенных производящих причин:
- Пережитый ужас , 67,5 %.
- Физическая травма головы , 27,5%.
- Болезни инфекционной природы , 2,5%.
Заикание может возникнуть и в результате подражания. На копирование речи заик тоже приходится 2,5%, но в этих случаях оказывал влияние еще и наследственный фактор, так как заикание наблюдалось у одного из родителей ребенка. Определить в процентном соотношении, какую роль играла тяга к подражанию, невозможно.
Предрасполагающие причины появления заикания
Предрасполагающими называют причины, которые создают почву для появления заикания. В таблице рассмотрены основные факторы риска:
Причины заикания | Пояснение |
Невропатия у отца или матери | Нервные расстройства. |
Инфекции, которые ослабляют и нарушают функционирование ЦНС. | |
Наследственность | У 71% детей заикание спровоцировано наследственностью (по данным Andrews, Morris Yates, Howie & Martin, 1991). |
Слабость артикуляционного аппарата иногда выступает рецессивным признаком, переходящий детям от родителей | |
Генетические особенности провоцируют неправильное развитие речевых центров (Ardila, Rosselli, Bateman & Guzman, 2000). | |
Особенности конституции ребенка | Расстройства вегетативного отдела нервной системы. |
Высокая чувствительность. | |
Предрасположенность к появлению психологических травм. | |
Половая принадлежность | Мальчики страдают от речевого дефекта в 3 раза чаще. |
Нарушения функций нервов у малыша | Кошмары. |
Недержание мочи. | |
Острая реакция на любой раздражитель. | |
Психическая напряженность. | |
Принадлежность к определенной этнической группе | Скорость речи и лексические особенности играют важную роль: чем выше процент первобытных элементов, тем ниже вероятность заикания. |
Заикание среди франкоговорящих , 4-7%, в немецкоязычных странах , 2%, коренные индейцы Америки не склонны к заиканию. | |
Заболевания и травмы головного мозга на разных этапах развития | Повреждения внутри утробы или при родах. |
Кислородное голодание организма. | |
Нарушения, спровоцированные детскими болезнями во внеутробный период: причинами детского заикания могут стать последствия инфекций, ЧМТ. | |
Возрастной фактор | В ½ случаев заикание появляется в возрасте от 2-х до 5-ти лет. |
Количество заик среди дошкольников составляет от 1,4 до 2% (данные М.Хватцева, К.Беккера), учащихся младших классов , 1,6% (статистика М.Совака), взрослого населения <,1%. |
Упомянутые факторы риска приводят к патологиям на физическом и психическом уровне и, как следствие, у ребенка появляются речевые нарушения.
Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей
Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
- Дефицит внимания
- Протестное поведение
Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
Конформное поведение
Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.
Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.
Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.
Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.
В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.
При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.
Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой
Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии
Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.
Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ
В подростковом возрасте заканчивается рост и формирование придаточных полостей носа и гортани, происходят интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост зон и сегментов легких, разрастание межклеточной соединительной ткани, увеличение размеров ацинусов, эластических и мышечных волокон, преимущественно в стенках альвеол и межальвеолярных пространствах. В этот период значительно увеличиваются объем и поверхность легких, жизненная емкость, легочная вентиляция. Дыхание становится глубже и реже. Число дыханий в 17-18 лет соответствует аналогичному показателю у взрослых (16-20 в минуту). К этому времени формируются половые различия в типе дыхания (у юношей отмечают брюшной тип, у девушек — грудной тип) и показателях функции внешнего дыхания, что преимущественно обусловлено более развитой мышечной системой у юношей, чем у девушек.Организм подростка нередко испытывает недостаток в кислороде, что компенсируется частыми глубокими вздохами. Подростки менее устойчивы к гипоксии, хуже, чем взрослые и дети, переносят кислородное голодание. Девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. Симптомом функциональной гипоксии могут быть обморочные состояния, возникающие у подростков при нахождении в помещении с недостаточным воздухообменом и при неадекватных физических нагрузках.
ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ
Половое созревание происходит в подростковом возрасте. Созревание репродуктивной системы заканчивается только к 17-18 годам.
В пубертатном периоде возникает интенсивная половая дифференци-ровка. После 8 лет у девочек значительно усиливается рост матки, яичников, у мальчиков — предстательной железы, яичек. Одновременно происходит и качественное изменение их строения. Основным признаком полового созревания у девочек служит менархе, у мальчиков — спермархе.• Первым регистрируемым показателем пубертата у девочек считаютначальное увеличение молочных желез в возрасте от 8,5 до 13 лет. Начальное оволосение лобка отмечают на 3-8 мес позже первых признаков увеличения молочных желез, однако оволосение лобковой областиформируется быстрее, чем развиваются молочные железы: полное оволосение лобка регистрируют через 2,5-3 года, а полное созревание молочной железы — почти через 4 года. Оволосение в подмышечных впадинах появляется в среднем через 1,5-2 года после лобкового, и достигает максимума к 18-20 годам. Возраст менархе колеблется в пределахот 12 до 14 лет (появление менархе в возрасте 9,5-10 лет, по мнению зарубежных авторов, следует считать вариантом нормы). Правильныеовуляторные циклы устанавливаются через год после наступления менархе, и обычным считают 28-30 дневный менструальный цикл. Длядевочек ранним половым созреванием следует считать увеличение молочных желез (или появление полового оволосения) до 8 лет или менархе до 9-10 лет, а задержкой полового созревания — отсутствие каких-либо вторичных признаков полового созревания у девочек в возрасте 13 лет и старше и отсутствие менструаций в 15 лет и старше.• Все соматические изменения, происходящие у мальчиков и обозначаемые как период полового созревания, протекают в течение 3-4 лет.Начало заметного увеличения яичек в возрасте 11,5-12 лет можно считать первым признаком начала полового созревания. Рост яичек заканчивается к 17-18 годам. Рост и внешние изменения наружных половыхорганов начинаются или сразу или спустя 6-18 мес после увеличенияяичек (в среднем с 12-12,5 лет) и заканчивается к 16 годам. Оволосениена лобке возникает с ростом наружных половых органов в среднем в12-13 лет и к 16-18 годам достигает выраженности, свойственной мужчинам. Оволосение в подмышечных впадинах впервые отмечают в середине пубертатного периода (в 13-15 лет). Рост усов и бороды, как показатель половой зрелости, регистрируют в конце полового созревания(15 лет). Поллюции возникают не ранее 13 лет, и к 14,5-15 годам ихнаблюдают у большей части подростков. Половое созревание мальчиков можно считать преждевременным в случае появления вторичныхполовых признаков в возрасте до 10 лет, а поздним — при их отсутствиив 13,5 лет и старше.
В чем заключаются психологический и психолингвистический аспекты?
Механизмы заикания активно изучаются с точки зрения лингвистики, чтобы точно определить момент спазмирования мышц речевого аппарата.
Речевое общение разделено на такие этапы:
- Желание донести информацию, подкрепленное эмоциями и волевым усилием.
- Появление замысла в форме беззвучной речи, то есть, процессе мышления.
- Воспроизведение с помощью звуков.
В «,Механизмах коммуникативной речи», И. Абелев сделал вывод, что судороги начинаются, когда у говорящего сформировалось намерение и определенная программа, но трехфазную схему дополняет еще один пункт , этап готовности говорить.
В этот момент у заики происходит сбой следующих систем:
- энергетическая,
- генераторная,
- резонаторная.
Следствием становится судорожное сжатие мышц, проявляющееся заиканием на последнем этапе.
В целом, психолингвистические и психологические (психосоматика заикания) механизмы появления болезни у взрослых и детей разнятся. Распространенные объяснения:
- невроз как следствие закрепленной непроизвольной реакции, изначально появившейся из-за проблем в произнесении слов различного происхождения,
- расстройство функций речи, спровоцированное речевым дизонтогенезом и нарушениями в процессе формирования личности,
- нервно-психическое расстройство, возникшее из-за сбоя процессов в коре головного мозга, нарушения связи между корой и подкоркой и сбоя единого темпа дыхания, артикуляции и голоса.
Неблагоприятные условия, способствующие развитию логоневроза у детей
Разберемся, почему возникает заикание у мальчиков и девочек, что вызывает появление проблемы, с чем связано ее развитие.
К неблагоприятным условиям, увеличивающим вероятность появления заикания, относят следующее:
- Быстрое развитие речевых функций в 3-4-х летнем возрасте из-за постоянной коммуникации со старшими родственниками.
У ребенка может возникнуть проблема речевой итерации (повтор слов, звуков), продиктованная физиологическими причинами.
- Специфические свойства психики ребенка, которые закономерно изменяются с возрастом.
Процесс формирование левого и правого полушария заканчивается в пятилетнем возрасте, в этот же период подходит к концу распределение псих.функций между полушариями.
Речь, как высшая психическая функция, созревает медленнее всего и отличается повышенной чувствительностью. При этом у представителей мужского пола процесс еще более замедлен, что приводит к неустойчивости их ЦНС.
- Физическая слабость ребенка.
- Плохо развитые моторные функции, артикуляционные движения, нарушения в восприятии ритма,
- психологическая стесненность, которая проявляется чрезвычайно острой реакцией на любой раздражитель. Причина , конфликтные взаимоотношения с окружением, невозможность понять и принять требования среды.
- Дефицит позитивного, радующего ребенка, общения со взрослыми. Следствием становится эмоциональное напряжение, приводящее к психогенному заиканию.
Появление сильного раздражителя, если ребенок попал в категорию повышенного риска из-за неблагоприятных условий, спровоцирует нервное расстройство и дефект речи.
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
Большие изменения происходят в ССС, которая в пубертатном периоде отличается существенными анатомо-гистологическими и функциональными особенностями. В подростковом возрасте происходит усиленный рост сердца во всех направлениях (в длину, толщину и ширину) и размеры сердца удваиваются. Левые отделы сердца в раннем детском возрасте превышают правые в 1,5 раза, а в пубертатном в 3 раза. Отставание темпов роста правой половины сердца в период полового созревания при повышенных требованиях к ССС может сказаться на механизмах компенсации кровообращения.Одной из особенностей ССС подростка служит выраженное несоответствие объема полостей сердца емкости магистральных сосудов, которое выражается в том, что диаметр приводящих сосудов больше отводящих, что создает условия для повышенного сопротивления току крови и изменяет характер гемодинамики. Развитие сосудов в основном завершается к 12 годам.Особенности роста и развития сердца зависят от пола и возраста подростков. Быстрое увеличение объема сердца у девочек отмечают в возрасте 10-15 лет, а после 16 лет размеры сердца не меняются. У юношей рост сердца происходит менее стремительно и продолжается до 17-18 лет. Возрастающая нагнетательная сила сердца (ударный объем) и относительная узость сосудов при тенденции их к спазму может привести к повышению периферического сопротивления и развитию гипертрофического варианта сердца в подростковом возрасте, а также к юношеской артериальной гипертензии.В течение всего периода детства происходит уменьшение ЧСС, и к 14-15 годам ЧСС соответствует таковому у взрослых (60-84 в 1 мин). Половые различия ЧСС выявляют уже в начале пубертатного периода (11-14 лет). У мальчиков пульс становится реже, чем у девочек. Ритм и ЧСС, как и АД, в пубертатный период подвержены индивидуальным колебаниям.Начало полового созревания служит мощным фактором, значительно влияющим на уровень АД. Возрастная динамика средних показателей АД почти аналогична динамике роста: до 10 лет АД более высокое у мальчиков, с 10-12 лет — у девочек, а с 13-14 лет АД у мальчиков повышается быстрее и остается более высоким в течение всего юношеского периода. У юношей с возрастом отмечают равномерное увеличение значений АД, в то время как у девушек максимальное АД отмечают в возрасте 13-14 лет. К 15-18 годам АД у юношей выше, чем у девушек. Подростки с повышенным АД при наличии наследственной огягощен-ности, избыточной массы тела, гиподинамии или гиперкинезии, хрони-
ческого психоэмоционального напряжения имеют высокий риск стабилизации и прогрессирования артериальной гипертензии. У подростков с ранним половым созреванием, сопровождающимся интенсивным увеличением роста и массы тела, отмечают более высокое АД У девочек с появлением менструаций значение систолического АД повышается, а при установлении регулярного цикла приближается к исходному.Физиологическая гиперфункция гипоталамо-гипофизарной системы обусловливает высокий уровень продукции катехоламинов и их предшественников, андрогенов, глюкокортикоидов, тиреоидина, обладающих симпатическим эффектом. Последний вызывает неэкономный режим функционирования ССС и обусловливает возникновение разнообразных отклонений («юношеское сердце»): изменение конфигурации и размеров сердца (юношеская гипертрофия сердца, малое сердце, митральная конфигурация сердца при его нормальных размерах), нарушение отдельных функций сердца (автоматизма, проводимости, возбудимости), наличие функционального шума над областью сердца и крупных сосудов.Особенности функции автоматизма сердца у подростков проявляются в различных номотопных нарушениях ритма в виде синусовой тахикардии, тахиаритмии, брадикардии, брадиаритмии, синусовой аритмии Чаще среди нарушений проводимости у подростков отмечают неполную блокаду правой ножки пучка Хиса и нарушение внутрижелу-дочковой проводимости. У подростков могут возникать изменения проведения возбуждения по атриовентрикулярной системе. Синдром ранней реполяризации желудочков в подростковом возрасте также бывает не редкостью, что связано с несовершенством нейровегетативного контроля электрической активации сердца и преобладанием парасимпатических влиянийНарушение возбудимости миокарда у подростков проявляется в виде экстрасистолии. Экстрасистолы возникают в конце диастолы, характеризуются большим интервалом сцепления и их оценивают как поздние экстрасистолы, что указывает на их доброкачественный генезВ подростковом возрасте возможна физиологическая гипертрофия миокарда левого или правого желудочков. Этот ЭКГ-синдром расценивают как признак быстрорастущего сердца
ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Для периода полового созревания характерна интенсивная дифференциация ЦНС. В этом возрасте завершается формирование коры головного мозга, происходит бурная перестройка в высших регулирующих центрах вегетативных функций, что обусловливает их значительную ранимость у подростков. ЦНС в подростковом возрасте характеризуется снижением порога возбудимости, лабильностью вегетативных реакций. При электроэнцефалографических исследованиях в этом возрасте нередко выявляют преобладание возбуждения над торможением
Возможна медленная реакция на вербальную и звуковую информацию, что важно учитывать при построении учебных программ и контроле их адекватности возрастным особенностям развития. Нейрогуморальная лабильность в пубертатном периоде способствует развитию выраженных изменений со стороны жизненно важных органов и систем, что позволяет считать детей подросткового
возраста группой риска развития функциональной и хронической патологии.В 13-14 лет усиливается активность симпатоадреналовой системы, что обеспечивает адекватное энергоснабжение и адаптацию организма к внешним воздействиям. Влияние симпатоадреналовой системы к 17— 18 годам постепенно снижается. Временное преобладание симпатикото-нии следует учитывать при оценке состояния здоровья, функций ведущих систем организма подростка, в первую очередь сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Физическое развитие — главный критерий состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития основана на антропометрических данных, полученных при популяционных исследованиях, результаты которых позволили достоверно определить показатели физического развития подростков в возрасте 10-17 лет. Существует определенная связь между гормональной активностью гонад и динамикой физического развития.Пубертатное ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте: у мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в 13-15 лет, у девочек на 2 года раньше (в 11-13 лет). Девочки начинают обгонять в росте мальчиков с 10 лет. После 13-14 лет с наступлением менархе скорость увеличения роста девочек уменьшается, и мальчики вновь начинают их обгонять. До 11 лет масса тела девочек и мальчиков одинакова, с 11 до 14 лет масса тела девочек превышает таковую у мальчиков, а после 15 лет отмечают обратные соотношения, и уже к 16 годам масса тела юношей значительно превосходит массу тела девочек. В последние годы среди подростков уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и массы тела и с избыточной массой тела, однако, стало больше подростков с ее дефицитом. Уменьшение числа подростков с нормальными росто-весовыми соотношениями, снижение распространенности избыточной массы тела, увеличение частоты низкой массы тела свидетельствует о тенденции к грациализации.
Связь заикания с генетикой
Последние исследования в этой области предполагают, что наследственные факторы играют определённую роль в развитии заикания. В научной литературе есть сведения, что неблагоприятная наследственность по этому речевому нарушению может наблюдаться на протяжении нескольких поколений. Следующие данные приводятся по пособию «Заикание» Беляковой Л.И., Дьяковой Е.А.: частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у разнояйцевых близнецов оно встречается в 32% случаев, а у однояйцевых — в 77%. Заикающиеся мужчины и женщины могут иметь заикающихся детей с большей вероятностью, чем здоровые родители. При этом у заикающихся мужчин процент появления страдающих этим нарушением сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикающихся детей выше: в этом случае появляется 36% заикающихся мальчиков и 17% заикающихся девочек.
Известно также, что если среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся, то риск появления речевых запинок в последующих поколениях резко возрастает, особенно, если заикаются родители.
Работы доктора Денниса Дрейны подтверждают связь заикания с генетикой. В сентябре 2012 г. в журнале американской ассоциации по речи, языку и слуху (The ASHA Leader) была опубликована итоговая статья по его исследованиям. В них приняли участие большие семьи, у многих членов которых есть запинки в речи. В ходе одного из таких исследований, проведённых в Пакистане, был обнаружен маркер заикания, особым образом связанный с одним из участков 12-й хромосомы.
Дрейна также проводил семь разных исследований близнецов, результаты которых свидетельствуют о генетическом компоненте заикания. Если бы его причины были только генетическими, то во всех случаях однояйцевых близнецов было бы совпадение по наличию запинок в речи. Однако результат оказался таким: во многих (но не во всех) случаях, если один из однояйцевых близнецов заикается, нарушение речи есть и у второго. В таком случае другие факторы (спонтанные аномалии и экология) также влияют на появление этого речевого состояния.
Заикание развивается не у каждого человека с предрасположенностью. Для многих людей пусковым механизмом нарушения плавности речи, скорее всего, служат определённые жизненные события. При инициальном (начальном) заикании таким механизмом может быть развитие грамматической стороны речи. Между двумя и пятью годами ребёнок усваивает множество правил грамматики родного языка, происходит развёртывание фразовой речи. Эти правила позволяют ребёнку заменить аморфные предложения («Биби дать») на более длинные, которые для плавного произнесения требуют определенной координации в работе мышц («Мама, дай машинку»). Ребёнок с предрасположенностью к заиканию может не испытывать трудностей с плавностью речи пока предложения состоят из одного – двух слов. Но когда он пытается сказать длинные, более сложные фразы, то может столкнуться со своей неготовностью к переходу на этот этап и нарушением плавности речи.
После начала заикания другие факторы могут даже увеличить количество запинок. Например, чувствительный ребенок может ещё сильнее напрягать речевые мышцы при появлении речевых трудностей. Это напряжение может только усиливаться при продолжительном течении заикания. Реакция слушателей на такое состояние (например, поддразнивание) также может утяжелить состояние.
Известно, что люди, страдающие заиканием, очень различаются по своей реакции на запинки в речи. Некоторых они не очень беспокоят, у других, особенно встретивших отрицательную реакцию со стороны слушателей, может появиться эмоциональный ответ на заикание, который ещё больше ухудшает качество речи. Примерами таких эмоций являются стыд, смущение и тревога.