10 психических заболеваний, которые маскируются под обычные черты характера

Когнитивное расстройство у детей

Развитие когнитивных функций в большинстве своем имеет зависимость от обеспеченности человеческого организма витаминами и другими полезными веществами.

Сегодня, к сожалению, довольно острой становится проблема гиповитаминоза у детей. Употребление рафинированных продовольственных товаров, продуктов долговременного хранения, товаров, которые подвергались длительной температурной обработке, ведет к невозможности восполнения необходимого количества незаменимых микронутриентов только при помощи рациона питания.

Согласно проведенным в последние годы исследованиям витаминно-минерального состояния организма детей можно сделать вывод, что нехватка аскорбиновой кислоты (витамин С) среди детского населения страны достигает практически 95%, приблизительно у 80% детей обнаружился дефицит тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2), пиридоксина (витамин В6), ниацина (витамин В4 или РР) и фолиевая кислота (витамин В9). Познавательные функции являются сложнейшим и сегодня не до конца постигнутым явлением. Однако целый комплекс проведенных исследований оценки отдельных когнитивных процессов, например, таких как воспроизведение, память, четкость умственного восприятия, интенсивность мыслительных процессов, способности к концентрации внимания, обучение, разрешение проблем, мобилизация позволил проследить четкую взаимосвязь между когнитивными функциями детей и их обеспеченностью определенными микронутриентами.

Сегодня когнитивные нарушения являют собой одну из важнейших проблем психиатрии и неврологии. Такие патологии, к сожалению, наблюдаются приблизительно у 20% субъектов детского и подросткового возраста.

Распространенность нарушений речи и функций языка, которые включают расстройства письма и чтения, составляет от 5% до 20%. Нарушения аутистического спектра достигают практически 17%. Недостаток внимания в соединении с повышенной активностью наблюдается приблизительно у 7% индивидов детского и подросткового возраста. Также широко распространены и расстройства психологического развития, эмоциональные нарушения, синдромы умственной отсталости и расстройства поведенческой сферы. Однако наиболее часто можно отметить возникновение расстройства развития навыков учебы, моторных процессов, смешанные специфические нарушения развития.

Когнитивные расстройства у детей наиболее часто встречаются вследствие перенесенных заболеваний, характеризующихся дисгенезией коры головного мозга, врожденными обменными расстройствами, поражающими нервную систему, дегенеративными заболеваниями, поражениями нервной системы в период формирования плода.

К поражениям нервной системы в перинатальном периоде относят: гипоксию мозга, травму, полученную в процессе родов, внутриутробную инфекцию

Поэтому по сей день важной проблемой остается диагностика начальных фаз расстройств когнитивных функций у детей. Ее ранние результаты способствовать более своевременному назначению соответственной терапии и предупреждению ранней инвалидизации детей

Сегодня диагностика детских патологий в когнитивной сфере возможна только лишь при помощи проведения комплексного клинического обследования, клинико-психопатологического освидетельствования, психометрического, нейропсихологического методов исследования.

Лечение и профилактика аутоагрессии

  • Исключить (выявить) патологию ЦНС (МРТ головного мозга, консультация эпилептолога, невролога)
  • Выявить причины аномального поведения, плохого настроения, научиться справляться с психотравмирующей ситуацией (консультация врача — психотерапевта)
  • Медикаментозное лечение (ноотропные, психотропные средства по назначению врача)
  • Витоминотерапия
  • Спорт
  • Аутогенная тренировка

Агрессивную энергию человек может перенаправлять в творчество, это часто очень помогает восстановиться. Потому что свободный выброс гнева не освобождает человека, а, наоборот, повышает злость и формирует вредную привычку. На психологическом уровне недовольству собой, гневу, направленному на себя (или на других), противопоставляется принятие и любовь.

В зависимости от степени заболевания могут быть как медикаментозные, так и немедикаментозные пути лечения. В рамках стратегической психотерапии при работе с аутоагрессией может быть использована техника навязанного симптома. Например, человек, который наносит себе порезы, должен каждый день раздеваться, вставать перед зеркалом и прикасаться лезвием к тому месту, где он хочет нанести порез. Если он не может противостоять этому желанию, то у него есть ровно пять минут, чтобы нанести себе порезы. По истечении этого времени он должен закончить и ждать следующего дня, чтобы снова всё повторить. Таким образом, человек, во-первых, смотрит на себя со стороны в момент нанесения порезов, а, во-вторых, когда у него есть пять минут, то удовольствие от причинения себе боли разрушается — уже не симптом контролирует человека, а человек — симптом.

Не справляетесь со своими чувствами – обратитесь к врачам-профессионалам. Избавьтесь от своей проблемы, но не от себя. Действуя, вы вернёте себе хорошее настроение и радость жизни.

Если аутоагрессия свойственна кому-то из близких, не игнорируйте тревожные звоночки. Проявляйте заботу, интересуйтесь, вникайте. Помните, любовь в самом буквальном смысле способна лечить и спасать жизни. Обязательно уделяйте время детям, родственникам, семье, друзьям. Выслушайте, успокойте и поддержите. 

Аутоагрессия у ребенка

Вещи, которые гарантированно приведут к аутоагрессии:

  • Физические наказания (насилие, побои, указы стоять на крупе в углу и пр.);
  • Приказы «придумать себе самому наказание» («Ты получил плохую оценку, теперь придумай, в чем я могу тебя ограничить, чтобы ты задумался над своим поведением»);
  • Ментальное угнетение ребенка («Ты учишься хуже, чем твой одноклассник Саша, ты глупее, чем дочь моей знакомой, ты слишком толстый, чтобы съесть пирожное»);
  • Унижение и насмешки над чадом (даже «добрые»);
  • Игнорирование проблем малыша, связанных с социальной адаптацией и коммуникативными способностями;
  • Отсутствие проявления нежности и заботы с вашей стороны (особенно во время приступов);
  • Предоставление ребенка самому себе («Если ты сейчас же не пойдешь за мной, я уйду!», «Решай свои проблемы сам»);
  • Активная защита оппонента в уличных или школьных конфликтах («Ты сам спровоцировал ссору! Женя ни в чем не виноват!»).

Если проблема наблюдается у вашего ребенка, помогите ему следующими способами:

  • Не допытывайте у малыша о том, что произошло. Действуйте по принципу обратной связи, говорите утвердительно «Тебе больно, обидно, ты гневаешься». Рано или поздно, чадо даст вам положительный ответ, и уж тогда вы сможете детально разобраться в его психологической травме;
  • Ни в коем случае не говорите «Ничего не произошло, тебе не больно». Ребенок может подумать, что авторитетный человек в вашем лице считает его проблему несущественной. А раз он воспринимает ее так тонко, значит он плохой, неугодный, странный;
  • Порисуйте с ребенком, но не совсем стандартные картины. Извозите ладони в гуаши и делайте руками «каляки-маляки» на листе ватмана;
  • Не стесняйтесь проявлять нежность, успокаивайте ребенка, чаще обнимайте и целуйте его;
  • В любом стороннем конфликте малыша ищите конструктивное решение, а не виноватых.

Берегите себя и будьте здоровы!

Аутоагрессия. Симптомы, причины и профилактика аутоагрессии — ZDRAVBUD.NET

Прогноз и профилактика

Предвидеть заранее динамику искоренения конфабуляций никогда нет возможности. Это определяется исключительно тяжестью первичного заболевания. Ряд соматических патологий нередко переходит в хроническую или подострую форму, и это тоже приводит к затяжному психосиндрому.

Наилучшей профилактикой конфабуляций являются занятия или тренинги по развитию памяти, полный отказ от алкоголя и даже слабоалкогольных напитков, недопущение какого-либо самолечения психотропными средствами.

Теперь вы знаете, как называются ложные воспоминания (галлюцинации памяти), для каких заболеваний они характерны и как с ними бороться. Как бы забавно ни выглядели на первый взгляд патологические фантазёры, их жизнь в отрыве от реальности критически неполноценна. В силу этого конфабуляции вовсе не безобидная особенность, а достаточно серьёзное расстройство, которое нуждается в лечении.

Аутоагрессия, как симптом врождённой психопатологии

Психопатия (аномалия развития личности) – следствие врождённых биохимических, органических и функциональных нарушений ЦНС. Пациент тревожен, он проявляет агрессию в любой её форме. Мазохизм (физический, моральный), запойный алкоголизм, стойкий комплекс неполноценности — симптомы болезней ЦНС.

Известный американский психиатр Карл Меннингер считал, что, например, саморанение — это концентрация убийственного импульса на одной части тела, чтобы избежать суицида. Когда человек режет себе только руку или ногу, но при этом остаётся жив. Но, так или иначе, при выраженном самодеструктивном поведении нужно обращаться к специалисту. В зависимости от того, насколько далеко зашёл человек в проявлениях аутоагрессии, он далеко не всегда может самостоятельно отследить своё состояние и остановиться. Если есть какая-то серьёзная причина для самодеструктивного поведения, например «закопанная» в глубины подсознания не проработанная травма, «зажимы», человек вряд ли сможет самостоятельно их «вытащить» и безопасно с ней поработать.

Что такое реактивный психоз?

Реактивный психоз

  1. Психоз начинается после тяжелого эмоционального потрясения очень значимого для данного человека.
  2. Реактивный психоз имеет обратимый характер. Чем больше времени прошло с момента травмы, тем слабее симптомы. В большинстве случаев примерно через год наступает выздоровление.
  3. Болезненные переживания и проявления психоза зависят от характера травмы. Между ними существует психологически понятная связь.  

Причины реактивного психоза.Проявления реактивного психоза

  • психогенная депрессия;
  • психогенный параноид;
  • истерический психоз;
  • психогенный ступор.

Психогенная депрессияПсихогенный параноидИстерический психоз

  1. Бредоподобные фантазии – бредовые идеи, которые касаются величия, богатства, преследования. Больной рассказывает их очень театрально и эмоционально. В отличие от бреда, человек не уверен в своих словах, и суть высказываний меняется в зависимости от ситуации.
  2. Синдром Ганзера больные не ориентируются кто они, где находятся, какой сейчас год. Они неправильно отвечают на простые вопросы. Совершают нелогичные действия (едят суп вилкой).
  3. Псевдодеменция – кратковременная утрата всех знаний и навыков. Человек не может ответить на простейшие вопросы, показать где у него ухо, сосчитать пальцы. Он капризничает, гримасничает, не может усидеть на месте.
  4. Синдром пуэрилизма – у взрослого человека появляется детская речь, детские эмоции, детские движения. Может развиваться изначально или как осложнение псевдодеменции.
  5. Синдромом «одичания» – поведение человека напоминает повадки животного. Речь сменяется рычанием, больной не признает одежду и столовые приборы, передвигается на четвереньках. Это состояние при неблагоприятном течении может сменить пуэрилизм.

Психогенный ступорЛечение реактивного психоза. реактивной депрессииПсихогенный параноид транквилизаторов

Виды расстройств

Лурия А.Р. создал классификацию нарушений работы памяти, основанную на патогенетических процессах, происходящих в головном мозге, она включает в себя расстройства:

  1. Модально-неспецифические нарушения памяти. Появляются в случае поражения непосредственно структур головного мозга.
  2. Модально-специфические нарушения памяти. Механизм возникновения основан на поражении анализаторных систем. Нарушается зрительная, слуховая, тактильная, музыкальная, двигательная память и др. Типы нарушения памяти:

    • Оптико-мнестическая афазия возникает при патологии задних отделов височной доли. Для обозначения данного нарушения, в неврологии имеется понятие оптическая амнезия.

      В памяти пациентов нет определенных зрительных образов, однако они могут описать предназначение определенного предмета и как им пользуются.

      К примеру, больному показывается фотография с лопатой и просят назвать этот предмет. «…Ну эта вещь используется, чтобы ямы копать» — типичный ответ пациентов с оптико-мнестической афазией. Также нарушена возможность изображения конкретных предметов по памяти.

    • Акустико-мнестическая афазия — непонимание устной речи. Возникает из-за нарушения слухового запоминания. При этом речь пациента скудная, несвязная.
  3. Количественные расстройства памяти или дисмнезии — нарушение воспроизведения, запоминания и хранения информации. К таким нарушениям памяти относятся:

    • ретроградная амнезия — выпадают события, предшествующие травматической ситуации;
    • антероградная амнезия — выпадение событий, которые произошли после травмы (пациент не помнит как попал в больницу, но точно рассказывает, что с ним произошло);
    • фиксационная амнезия — больной не в состоянии вспомнить, что он делал минуту назад;
    • детская амнезия — не является патологической, люди не помнят период жизни до четырех лет;
    • интоксикационная — возникает при наркотическом или алкогольном опьянении;
    • аффективная — выпадают события, которые происходили в момент аффекта;
    • кататимная (истерическая) — исключение из памяти психотравмирующих агентов;
    • эпизодическая — нормальное явление у здоровых людей, которые подвержены длительной усталости;
    • гипермнезия — способность помнить каждую секунду происходящих событий и воспроизводить спустя несколько лет.
  4. Качественные расстройства памяти проявляются как изменение действительных событий прошлого. Основные виды парамнезий:

    • Псевдореминисценции — перенос событий прошлого в настоящее время. Данное нарушение приводит к временной деперсонализации.

      К примеру бабушка 80 лет может говорить, что вчера она праздновала свое шестилетие в кругу родных. Такие события имели место в жизни пациентки, однако в далеком прошлом.

    • Конфабуляции — привнесение в свое прошлое фантастических вымышленных событий, которые не могли произойти в жизни пациента.

      Больные не утрачивают основные воспоминания, а начинают иначе интерпретировать. В последствии может развиться конфабуляторный бред.

    • Криптомнезии — больные приписывают себе чужие заслуги, при этом не преследуют корыстного умысла. Пациент может утверждать, что именно он руководил боевыми действиями в 1812 году, а не какой-то Наполеон.
  5. Нарушение непосредственной памяти заключается в невозможности воспроизвести события или полученный опыт сразу после действия внешнего стимула. Характерно для пациентов преимущественно пожилого возраста. К таким расстройствам памяти относятся:

    • Корсаковский синдром — это нарушение памяти, при котором имеются неточные воспоминания виденного или услышанного в настоящем периоде времени, с полным или частичным сохранением памяти на события прошлого. Пациенты не понимают где находятся и как тут оказались, при нахождении в стационаре не могут самостоятельно отыскать свою постель.
    • Прогрессирующая амнезия — больные дезориентированы в месте и времени, путают события прошлого и настоящего, искажают последовательность происходящего. Постепенно из памяти выпадают не только происшествия текущего времени, но и события прошлых лет.
  6. Псевдоамнезия сопровождается патологией лобных долей мозга. Пациенты не в состоянии выучить или запомнить информацию, так как нарушен процесс формирования намерений. Однако при длительном повторении определенной информации пациент в состоянии узнать ее, но не может самостоятельно воспроизвести. Грубые нарушения процессов формирования планов и программ поведения не позволяют пациентам самостоятельно справляться с запоминанием материала.

Лечение психоза

  • больной представляет непосредственную опасность для себя или окружающих;
  • больной беспомощен и не может самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности;
  • здоровью может быть нанесен вред, если человек останется без психиатрической помощи.

Что надо делать, чтобы быстро и эффективно избавиться от психоза?

  • Помните что психоз такая же болезнь, как и другие. Она ничуть не более постыдная. Многие специалисты сравнивают психоз с астмой. Оба заболевания нуждаются в лечении, иначе будут тяжелые последствия. Обе патологии лечатся медикаментами, которые необходимо принимать строго по схеме, и от обеих болезней можно вылечиться.  
  • Начинать лечение необходимо при первых проявлениях психоза. В этом случае курс терапии длится 1,5-2 месяца. В запущенных случаях потребуется 6-12 месяцев лечения.  
  • Обязательное условие выздоровления – правильно подобранное медикаментозное лечение. Психиатр индивидуально назначает препараты и их дозировку. Строго соблюдайте его рекомендации. Если вы заметите признаки ухудшения состояния, то сообщите врачу, и он скорректирует дозу лекарств.  
  • Поддержка родных, доброжелательное отношение, понимание. Человек, окруженный друзьями, практически всегда выздоравливает. Необходимо иметь одного близкого человека, с которым можно поделиться своими переживаниями и ощущениями. Это может быть кто-то из родственников или психотерапевт.  
  • Планы на будущее, семья, работа, увлечения. Это позволяет быстро вернуться в нормальную среду и чувствовать себя полноценным человеком.  
  • Установите границы. Есть вещи, которые делать нельзя никому из членов семьи, ни больным, ни здоровым: кричать, иронизировать над другими людьми, проявлять насилие.  
  • Физическое здоровье – основа психического благополучия. Поэтому не оставляйте без внимания острые и хронические заболевания. Ведите здоровый образ жизни, будьте физически активны. Пешие прогулки, плаванье должны стать обязательной частью вашего распорядка дня.  
  • Избегайте стрессов. Помните, что стрессы, ссоры, расставания с близкими людьми отдаляют выздоровление.

Чего делать не надо?

  • Самостоятельное уменьшение дозы или отмена лекарств – самая главная ошибка среди больных психозом. Не делайте этого, даже если вам кажется, что вы полностью здоровы, иначе болезнь вернется с новой силой. А каждый новый приступ победить все сложнее. Иногда у больного человека возникает мысль, что с помощью препаратов другие люди пытаются контролировать его психику или что без лекарств жизнь была ярче. Задача близких – отговорить его от отказа от лечения. Помните, нелеченный психоз грозит потерей интеллектуальных способностей и инвалидностью.
  • Не превышайте дозу препарата. Больше, не значит лучше. Вы можете спровоцировать серьезные побочные эффекты.
  • Не торопите врачей с выпиской из стационара, даже если вы чувствуете себя абсолютно здоровым, и родственники поддерживают ваше решение поскорее вернуться домой. Врачи утверждают: лучше один раз довести лечение до конца, чем потом лечить многочисленные повторные приступы с помощью более тяжелых препаратов.
  • Чрезмерная опека и контроль со стороны родственников вредят успеху лечения. По статистике вероятность рецидивов в семьях, где больного контролируют, достигает 65%, а в тех, где ему доверяют самостоятельно принимать лечение, составляет около 20%.
  • Не употребляйте алкоголь. Он не сочетается с большинством препаратов для лечения психоза.
  • Не перегревайтесь. Нежелательно длительно перебывать на солнце, ездить на отдых к морю, париться в бане. Перегрев плохо влияет на работу головного мозга.
  • Не стоит переезжать или путешествовать. Смена места жительства – большой стресс, который может вызвать обострение симптомов. Однако это не касается возвращения домой. Переезд в родные места часто способствует быстрому выздоровлению.

Классификация

Что относится к парамнезиям? Рассмотрим их классификацию.

Псевдореминисценция

Псевдореминисценция – это такой вид расстройства памяти, при котором мозг путает воспоминания и действительность. В этом случае пациент перемещает события, происходившие в прошлом на самом деле в настоящее.

Это так называемая иллюзия памяти. Воспоминания в больном сознании возникают регулярно, больной человек их повторяет. Однако он не всегда относит подобные воспоминания к одному и тому же периоду.

Конфабуляция

Понятие было введено в психиатрию немецким врачом — психиатром К. Л. Кальбаумом. Данный вид психического отклонения подразумевает создание мозгом ложных воспоминаний.

Пациент переносится в прошлое и продуцирует события, происходившие с ним ранее в настоящее время. При этом правдоподобные воспоминания перемешиваются с вымыслом.

В сознании пациента фантазии смешиваются с тем, что было на самом деле. В этом основное отличие конфабуляции от псевдореминисценции, наличие вымысла.

Криптомнезия

Понятие было введено в науку о психике швейцарским профессором физиологии и психиатрии Теодором Флурнуа.

Криптомнезия (kryptos – скрытый) — это парамнезия такого рода, когда пациент не может понять, когда с ним произошло то или иное событие. Было ли это во сне или в реальности.

Например, человек не помнит, сам он написал литературное произведение или прочитал его когда-то. В этом случае больной присваивает себе чужое творчество или даже научные открытия. Он осознает их как свои.

Проявления фантазма

Понятие фантазм (призрак, воображение), ввел в науку Теодор Циэн. Больной человек не проводит параллель между фантазиями и реальностью, то есть не осознает где он в данный момент. В вымышленном мире или настоящем.

Чаще такой вид парамнезии встречается в детском возрасте. Данный вид расстройства проявляется в оторванности от реальности. Бурный поток фантастического воображения не сдерживается внешними факторами.

При этом то, что происходит в воображении проявляется, как собственная, осознанная психоактивность. Окружающие больного человека люди не в силах прервать бурный поток проявления различных фантазий.

В этом случае у пациента наблюдается снижение внимания. Он становится пассивным. Вспышки активности возникают лишь в моменты обсуждения активных фантазий пациента. Окружающая действительность воспринимается им как нечто второстепенное, не заслуживающее внимания.

Человек не желает противостоять фантастическим образам, возникающим в его сознании. Он может переживать множество жизней, придумывать новые географические карты, наделять себя себя сверхспособностями.

При этом пациент испытывает яркие вспышки эмоций. В реальности ему совсем не интересно находиться.

Различают две формы фантазма: истерическая и паралитическая. В первом случае больной человек верит в правдивость придуманных им событий. Во втором случае такие проявления развиваются на фоне слабоумия. При этом может возникнуть мания величия, неоправданная эйфория от происходящих лишь в сознании больного ярких событий.

Стоит отметить, что к такому больному нужен особенно деликатный подход. Малейшая ошибка врача может захлопнуть дверь в реальность. Мозг начнет защищать себя любыми способами, включая фантазмы. Процесс может длиться в течение достаточно долгого времени (от нескольких месяцев до нескольких лет).

Эхомнезия и ее особенности

Эхомнезия проявляется в постоянно повторяющихся переживаниях. В этом случае психически нестабильный человек многократно испытывает одно и то же. Например, он может ходить по магазинам, встречаться с людьми, гулять по улицам. То есть это те воспоминания, которые реально имели место.

Все эти события постоянно прокручиваются в сознании больного, как будто происходят сейчас. За короткий промежуток времени такие воспоминания могут повторяться до 80 раз и даже более.

Человек не понимает, что это происходит не в данный момент. Возможно, больному может показаться, что его спрашивают об одном и том же. Хотя на самом деле это не так.

Причины феномена

Конфабуляции далеко не всегда наблюдаются только у пациентов психиатрической клиники. В повседневной жизни это явление встречается тоже достаточно часто среди людей без нарушений интеллекта и каких-либо расстройств памяти.

В этом случае причина очень проста — речь идёт об осознанном замещении болезненных воспоминаний более приятными. Это элементарная форма самозащиты в том или ином проявлении.

То же самое касается конфабуляций в результате изменённого сознания на фоне алкогольной интоксикации. В этом случае проявляется замещающая форма чаще бытового характера.

Что касается пациентов с первичными психическими нарушениями и расстройствами памяти разной степени тяжести, причины конфабуляций заключаются в следующем:

  • патологические изменения в таламусе, гипоталамусе и сосцевидных телах в результате острого дефицита витамина В1 (тиамина) на фоне хронического алкоголизма;
  • повреждения мозга в результате инсульта, аневризмы, опухоли, энцефалита или черепно-мозговой травмы;
  • дисфункция медиальной префронтальной коры головного мозга в преклонном возрасте (старческое слабоумие).

В силу этих причин развивается синдром Вернике-Корсакова, болезнь Альцгеймера, биполярное расстройство или шизофрения, которые провоцируют возникновение конфабуляций.

Adblock
detector