Заикание на фоне стресса у взрослых: главные причины (испуг, стресс), особенности проявления логоневроза, лечение и коррекция

Диагностика и дифференциальная диагностика

Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн).

  • подражание речи взрослого окружения ребенка;
  • недостаток внимания во время формирования речи;
  • нечеткая, смазанная артикуляция.

Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.

Тахилалия:

  • осознание дефекта отсутствует;
  • речевой акт при напряжении становится лучше;
  • акцентирование внимания улучшает речь;
  • требование точных ответов улучшает речь;
  • чтение знакомого текста ухудшает речь;
  • чтение незнакомого текста улучшает речь;
  • письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
  • отношение к своей речи безразличное;
  • психологическое переживание отложенное.

Невротическое заикание:

  • осознание дефекта присутствует;
  • речевой акт при напряжении становится хуже;
  • акцентирование внимания ухудшает речь;
  • требование точных ответов ухудшает речь;
  • чтение знакомого текста улучшает речь;
  • письмо заторможенное, напряженное;
  • отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
  • психологическое переживание опережающее.

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога

Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов

Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Логоневроз: лечение

Лечение заикания следует начинать как можно раньше, пока симптомы заболевания не успели закрепиться.

Логоневроз у детей требует комплексной терапии. Заикающиеся пациенты должны обязательно проводить встречи с детским и семейным психологом, который поможет родителям больного ребенка выработать гармоничный и правильный стиль воспитания, а также создать комфортный микроклимат в семье.

В некоторых случаях для лечения такого заболевания используют народные средства. Существует очень много готовых травяных сборов, обладающих успокаивающим действием. К ним относят следующие:

  • Обыкновенная душица (1 большая ложка на 220 мл кипятка, готовить на водяной бане ¼ часа, а затем настаивать около 40 минут). После процеживания отвар принимают трижды в день, разделив его на 3 порции.
  • Рута пахучая (1 десертная ложка травы на 220 мл кипятка, держать на водяной бане около 5 минут). Подросткам и взрослым людям следует принимать по 1 большой ложке трижды в день. Маленьким детям достаточно полоскать отваром горло.
  • Ясенец белый или крапива глухая (1 большую ложку травы заливают 220 мл кипятка, укутывают и настаивают около получаса). Готовый отвар принимать по 1 большой ложке трижды в день. Маленьким детям достаточно полоскать горло.

5 здоровых диет со всего мира, которым стоит следовать Когда дело доходит до самых здоровых диет, известных в мире, то мы сталкиваемся с интересным парадоксом. Богатая и процветающая Америка занимает после.

Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

Чарли Гард умер за неделю до своего первого дня рождения Чарли Гард, неизлечимо больной младенец, о котором говорит весь мир, умер 28 июля, за неделю до своего первого дня рождения.

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Наперекор всем стереотипам: девушка с редким генетическим расстройством покоряет мир моды Эту девушку зовут Мелани Гайдос, и она ворвалась в мир моды стремительно, эпатируя, воодушевляя и разрушая глупые стереотипы.

Почему некоторые дети рождаются с «поцелуем ангела»? Ангелы, как всем нам известно, относятся доброжелательно к людям и их здоровью. Если у вашего ребенка есть так называемый поцелуй ангела, то вам нечег.

Лечение

Лечение заикания у детей в большей мере психотерапевтическое. Если органические поражения мозга отсутствуют, необходимости в медикаментозной терапии нет.

Логопедические занятия

Логопедическое лечение освобождает речь от напряженности, устраняет дефекты произношения, воспитывает четкую артикуляцию, делает речь плавной, выразительной.

Первичное лечение проходит при поддержке логопеда, затем ребенку предстоит поупражняться в устной речи самостоятельно. Для закрепления эффекта пациенту предоставляется возможность потренироваться в простом общении с другими детьми.

Дыхательные упражнения

Лечение дыхательными методиками направлено на тренировку силы, свободы и естественности голоса. Терапевтический эффект распространяется на органы речи и дыхания одновременно.

Тренировка диафрагмы благотворно влияет на процесс голосообразования, дыхание углубляется, голосовые связки становятся более подвижными, плотнее смыкаются при произнесении звуков.

Точечный массаж

Понадобится ли лечение точечным массажем зависит от сложности логоневроза. Суть процедуры заключается в воздействии на определенные акупунктурные точки спины, лица, грудной клетки, ног.

Лечение заикания точечным массажем восстанавливает нервную регуляцию речи, эффект заметен после первого курса терапии.

Компьютерные программы

Существую специальные нео-методики — компьютерные программы, задача которых состоит в синхронизации слухового и речевого центров пациента. Упражняясь с помощью компьютерных методик, ребенок постепенно приобретает способность говорить плавно, без запинок.

Препараты

Иногда используются нейтрализаторы, которые снимают блокирующее действие веществ, сдерживающих нормальное функции центров нервной системы. Если ребенок не может преодолеть нервное напряжение, прописывают успокаивающие травяные отвары, настойки.

Невротическая форма заикания – о причинах, проявлениях, течении

Невротическая форма заикания появляется внезапно в возрасте 2-6 лет. Это дети, рожденные в срок, без внутриутробной инфекции, без осложнений в родах. Они нормально растут и развиваются согласно возрасту, двигательное развитие не задерживается – ребенок вовремя пополз, вовремя пошел.

Большинство детей до появления заикания уже имеет определенные личностные особенности – смены настроения, боязнь темных комнат, плаксивость, возбудимость, ночной энурез. В незнакомой обстановке такие дети пугаются, боятся перемен, длительно и сложно адаптируются к детскому саду.

Невротическая форма заикания у детей возникает вследствие острой или хронической психической травмы. Острая психическая травма – это внезапный испуг, хроническая – неблагоприятный климат в семье, скандалы. Невротическое заикание развивается у детей при активном введении второго языка, при двуязычии в семье или при увлечении родителей методиками раннего развития ребенка. В этом случае изучение второго языка сопровождается большим нервным напряжением, которое ребенок не всегда может вынести.

Течение невротической формы заикания может быть благоприятным, когда после изменения окружающей обстановки и проведения лечебных мероприятий наблюдается быстрая обратная динамика – речь ребенка полностью восстанавливается. Неблагоприятное течение характерно для детей с наследственной предрасположенностью к заиканию (заикается мама или папа), на фоне сохраняющегося конфликтного настроения в доме.

Неврозоподобное заикание начинает проявляться у детей 3–4 лет без видимых предпосылок. Отклонения наблюдаются в психомоторике. Часто проявляется синдром гиперактивности. В анамнезе беременности наличествует тяжелое вынашивание, токсикоз на последнем триместре, асфиксия при родах. Дети отличаются вспыльчивостью, плохо поддаются дисциплинарному воспитанию, суетливы, неусидчивы.

Все эти симптомы объединяются в церебраристический синдром. Речевое развитие задерживается. Патологии речи выражены ярко. Медленно накапливается словарный запас. Ребенок не может выстраивать последовательно свою речь. Многие звуки произносятся с задержкой. В течение 1–6 месяцев заикание волнообразное, но периодов речи без запинок практически нет.

При клиническом обследовании обнаруживается не резко выраженное органическое поражение мозговых центров, отвечающих за моторику. Логопедическое исследование показывает, что речевой аппарат в норме, но движения его ограничены. Характерными симптомами является недостаточно высокая подвижность языка, нарушена координация, есть сложности в поиске артикуляционных форм.

При невротической форме заикания расстройство функциональности мозговых центров отсутствует. Симптоматика усиливается при стрессе. Если до определенного возраста патология речи не исчезла, развивается логофобия, что отражается поведенческими отклонениями:

  • пациенты отказываются от новых знакомств;
  • больные стараются меньше говорить;
  • страдающие от невроза используют в речи разные уловки, хитрости, растягивают слова.

Информация плохо усваивается, наблюдается стойкий невроз. Симптоматика зависит от невротической формы заикания. При фиксировании наблюдаются дополнительные симптомы: расстройства сна, депрессия, неврастения, ипохондрия, астенический синдром.

Массаж

С целью вылечить шепелявость у малыша пройдите курс массажа у специализированного доктора. Делать массаж дома не советуют, поскольку можно травмировать трахею или мышцы. Лишь знающий массажист для детей, который имеет специализацию в области излечения дефектов речи, дает гарантию успешного прохождения курса.

Основополагающие принципы проведения массажа:

  • размеренный и плавный темп общения;
  • создание для малыша благоприятной среды;
  • включение спокойной мелодии;
  • согревающие руки массажиста.

Сеанс делают в правильной последовательности в таких местах:

  • шея;
  • верхний плечевой пояс;
  • мимическая мускулатура;
  • губы;
  • горло.

Главная задача терапии — расслабить все группы мышц. Они ежедневно у ребёнка в напряжении. Курс массажа составляет 12 сеансов. Если будет потребность, то повторить курс можно через 14 дней.

Для того чтобы корректировка шепелявости и курс массажа был ещё эффективней, специалисты могут порекомендовать добавить медикаменты.

Причины заикания у взрослых

Нельзя назвать типичным возникновение заикания у взрослых людей. Обычно эта речевая патология развивается в возрасте от 2 до 6 лет, потому что навыки речи приобретаются именно тогда. Работа со специалистами в этом возрасте позволяет частично, а иногда и полностью преодолеть проблему. В то же время весьма распространены рецидивы заикания уже в подростковом возрасте. С 15 до 17 лет, по мнению медиков, усугубление заикания связывается с лабильностью нервной системы, возникновением неврозов.

Но что если человек не заикался ранее, и дефект речи развивается во взрослом возрасте? Медицинская статистика указывает, что среди взрослых распространенность проблемы оценивается не более чем в 1%. Но тем не менее это немало.

Природа заикания связана с тем, что сокращение мышц речевого и дыхательного аппарата у больного человека сопровождается судорогами. К слову, заикание у взрослых. впрочем, как и у детей, с давних времен рассматривается исключительно как проявление болезни, а не банальный недостаток. Несколько столетий назад было установлено психоневрологическое происхождение данной речевой особенности, а на сегодняшний день для ее устранения применяются логопедические, неврологические, психологические и психотерапевтические техники лечения.

Истоки судорог при формулировании слов можно разделить на два класса:

невротические (логоневроз) — могут возникать и в детском, и во взрослом возрасте, например, вследствие перенесённой психологической травмы, внезапного потрясения, тяжелого горя, глубокого эмоционального шока; в таком случае физиологично патология речи никак не обусловлена, а человек может начать заикаться в отдельные моменты, буквально посреди нормальной речи; спровоцировать это может, например, сверхважность произносимого спича;
органические (неврозоподобные) — обусловлены функциональными отклонениями в работе мозга; симптомы могут проявляться как постоянно, так и зависимо от обстоятельств; толчком для появления заикания данной природы могут травмы, контузии, инсульты, опухолевые процессы; пройдет заикание в ходе лечения основного заболевания.

Манифестация заикания у взрослых отмечается гораздо реже, чем сохранение этого дефекта с детства или его рецидив. Причиной развития заикания во взрослом возрасте становится травма или глубокое эмоциональное потрясение. Такой логоневроз принято относить к категории стрессовых или реактивно протекающих. Что примечательно, так он требует своевременной медицинской помощи, без которой рискует осложниться дефектами мимики и закрепиться в речевой практике. Такой собеседник при каждом слове будет испытывать личный дискомфорт, а на собеседников производить не самое приятное впечатление.

С подобным сталкиваются и лица, заикающиеся с детства — наследственная предрасположенность или сформировавшиеся привычки дополнительно отягощают состояние больного.

Заикание у взрослых. и тем более у детей, ни в коем случае не стоит воспринимать как данность. Чем раньше приняться за работу над речью, тем проще будет ее нормализовать. Дефект успешно устраняется посредством профессиональной помощи. Часто заболевание характеризуется благоприятным прогнозом. В то же время необходимо подготовиться к длительному сотрудничеству со специалистами, возможно, со смежных медицинских сфер.

Психологические причины появления заикания у детей с разным вектором развития

Так, если ребенок с оральным вектором развития (говорун) в детстве получает хороших слушателей в лице своих родителей, когда он может мыслить говорением, то из него может вырасти выдающийся оратор (преподаватель и т.п.).

Такой ребенок мыслит в слух, а, так как дети постоянно о чем-то думают, размышляют обо всем, что видят вокруг, то такой ребенок постоянно говорит, не замолкая. Ему нравится, когда его слушают, поэтому иногда начинает сочинять небылицы.

Но часто родители не выдерживают этого и начинают выдвигать свои требования. А если ребенок еще и любит приукрашивать свои истории, то нередко бьют по губам («чтобы больше не врал»).

Для ребенка-оральника такой удар по губам является сильнейшим потрясением и травмой. Его природа требует говорения, но возникает преграда в виде родительских наказаний. Если такая ситуация повторяется часто, то такой ребенок начинает заикаться, а его речь начинает искажаться (шепелявость, картавость, присвистывание и др.).

Известно, что ребенку с анальным вектором развития (медлительный) характерные такие черты, как: медленное, но основательное обучение (как бытовым, так и другим действиям), переспрашивание до тех пор, пока не поймет, нерешительность, послушность и т.п. Он любит доводить дело до конца.

В то же время ребенок-анальник получает удовольствие от признания его достижений и заслуженной похвалы от родителей, поэтому любит учиться и радовать своих родителей (поведением, порядком в комнате, учебой).

Если такой ребенок получает необходимые условия для развития, то он может вырасти очень грамотным специалистом, профессионалом своего дела или выдающимся ученым.

Однако если родители постоянно торопят такого ребенка, одергивают, перебивают (медленно говорит), не дают ему договорить до конца, то у него начинается нарушение речи – заикание.

Психологи отмечают, что ребенок со зрительным вектором развития является самым впечатлительным и чувствительным, а эмоции переживаются им с максимальной силой.

Нормальные условия развития (прочная эмоциональная связь с мамой, что дает ощущение защищенности и безопасности) позволяют этому пугливому ребенку вырасти бесстрашным и сострадательным человеком, способным на всеобъемлющую любовь к людям. Поэтому часто такие дети становятся работниками медицины, социальными работниками, работниками культуры или занимаются благотворительностью.

Эмоциональность и восприимчивость зрительного ребенка способствуют тому, что полученный в детстве испуг или сильный эмоциональный стресс приводит к нарушению его речи.

Заикание такого ребенка отличается сбивчивостью, как будто его захлестывают эмоции, которые не дают нормально проговаривать слова.

Виды заикания

Для определения вида и степени тяжести речевых нарушений используют различные классификации.

Виды патологий:

  1. Эволюционное – болезнь возникает в 2-4 года, в подростковом возрасте ослабевает, бывает невротическое и неврозоподобное.
  2. Реактивное – имеет психогенный характер, возникает у подростков как реакция на неблагоприятные события.
  3. Симптоматическое – вторичная форма заболевания развивается как следствие поражения центральной нервной системы органического характера. Диагностируют его при опухолях, плохом кровообращении, энцефалите.
  4. По степени тяжести болезнь бывает легкой, средней и тяжелой.

Возникновению заикания невротической формы предшествует сильный стресс, нервное потрясение. Такая форма патологии может возникнуть у детей в 2-6 лет с нормальным развитием. Иногда отмечаются клинические судороги, которые усиливаются во время нервного напряжения в начале речи. Такой вид заболевания называют логоневрозом.

Невротическое заикание делят на 3 вида, в зависимости от особенностей речи. Клоническая форма проявляется в многократном повторении некоторых звуков, слогов, слов. Тоническое заикание диагностируют при наличии длинных пауз, излишней протяжности и растянутости слов. Существует и смешанный вид, когда разные типы патологии чередуются.

Неврозоподобное заикание свидетельствует о наличии различных мозговых нарушений, возникает в 3-4 года во время интенсивного речевого развития. Дети с такой патологией быстро устают, они раздражительны, иногда наблюдаются психиатрические отклонения.

При легкой степени заикания возникают незначительные запинки, которые практически не мешают общению, но нужно обратиться к специалисту, чтобы патология не перешла в хроническую форму. Средняя степень заболевания – запинки довольно продолжительные, человек часто останавливается на середине фразы.

Какой степени заикания сопутствует эмболофразия? Эмболы или слова-паразиты в начале каждой фразы – признак тяжелой хронической формы заболевания. Могут добавляться и другие патологии – логофобия (боязнь говорить) и произвольные, непроизвольные сопутствующие движения.

Логоневроз и нееврозоподобное заикание – таблица различий

ХарактеристикаЛогоневрозЗаикание
ФормаПсихогенное заболевание, поражаются в основном речевые функцииФизиологическое заболевание
Причины возникновенияНеблагоприятные психологические факторыОрганические поражения головного мозга
Степень проявления заболеванияВ спокойной обстановке признаки заболевания практически отсутствуютПроявляется постоянно
Наличие сопутствующих заболеванийЛогофобия, лицевые тики, мышечное напряжение, частое подрагивание век, губ, энурез.Сильная жестикуляция, косноязычие, высокая речевая активность, логофобия при этом отсутствует
В каком возрасте появляетсяВ 2-5 лет, в старшем возрасте риск возникновения болезни не более 1%Чаще в 3-4 года, но на фоне опухолей или травм мозга может возникнуть в любом возрасте

Заикание у детей

Заикание в детском возрасте встречается значительно чаще, чем у взрослых людей. Признаки неправильного речевого развития можно обнаружить уже у 2-3 летних детей

Важно дифференцировать естественную прерывистую или невнятную речь, свойственную детскому возрасту, от истинного заикания

Под заиканием понимают частые перерывы в речи, навязчивые повторения букв или слогов, порой целых слов; длительные паузы, когда слово как бы «застревает» в горле.

Различают заикание тоническое, при котором наблюдаются вынужденные паузы при произношении слов, и клоническое. Тоническое обычно сопровождается напряжением челюстно-лицевых мышц, языка и гортани при вынужденных паузах. При клоническом заикании ребенок повторяет первые слоги или буквы (обычно согласные) слов, при этом тонус мышц, участвующих в формировании речи, менее выражен.

В зависимости от причин заикание делят на невротическое и неврозоподобное.

Невротический вид дефекта наблюдается при патологических изменениях в нервной системе, в частности, в подкорковых областях мозга, вызванная родовой травмой, интоксикацией плода во время беременности, перенесенными вирусными заболеваниями, ДЦП и пр.

Изменения могут быть незначительны, не влиять на развитие и умственные способности детей, однако вызывать перевозбуждение речевых центров и как следствие — спазмы мускулатуры и заикание.

Невротический характер заикания выявляется при инструментальных исследованиях в клинике.

Неврозоподобное заикание — логоневроз — проявляется при нормальной работе ЦНС. Чаще всего логоневроз является компенсаторным механизмом психики. Может проявиться после психологической травмы, стресса, вследствие сильных негативных эмоций, которые дети не в состоянии выразить, либо их выражение находится под запретом.

Этой теории может служить доказательством тот факт, что более 70% людей не заикаются или заикаются незначительно при разговоре в одиночестве.

Также признаками логоневроза может служить отсутствие пауз в речи в следующих случаях:

при пении, прочтении стихов нараспев;
при разговоре шепотом;
при беседе с детьми, животными, неодушевленными предметами;
в случае, когда пациент себя не слышит;
в разговоре с близкими людьми.

Логоневроз усиливается, когда детям приходится общаться в незнакомой обстановке, с новыми знакомыми, выступать перед группой людей.

Логоневроз у взрослых

» alt=»»>

Эта патология в зрелости отличается от таковой у деток. Подобный момент нужно учитывать и во время постановки диагноза, и при выборе тактики лечения заикания у взрослых.

Стоит также тщательно собрать историю заболевания, чтобы понять, когда появились первые его признаки.

Если вы видите, что из-за сильного стресса человек рядом с вами начинает заикаться или неясно излагать мысль, то вывести его из этого состояния тотчас можно банальным угощением горячим чаем или крепким алкоголем.

Однако случившийся прецедент должен стать поводом для последующего обращения к компетентному специалисту.

Специалист анализирует анамнез нарушений — врождённых или приобретённых, изучает результаты лабораторных анализов. Именно это надёжный базис для разработки методики индивидуальной коррекции заболевания.

Секрет успешного лечения заикания у взрослых — индивидуальный подход и комплексное лечение. Выбирают самые разные тактики лечения — от гипноза до массажа, они же между собой и комбинируются. Чтобы проработать не только дефекты речи, но и мышечное напряжение, скованность и угловатость движений, частые судороги, а иногда и головные боли, пригодиться помощь невропатолога и рефлексотерапевта.

Сложнее сделать, когда неизвестна причина и следует прояснить ситуацию. Следует обратиться к профессиональному психоаналитику и психологу, он поможет справиться со страхом.

» alt=»»>

Если, страдающий заиканием, не может вспомнить все произошедшее, то при использовании методик, гипноза, можно попробовать это восстановить.

В тех случаях, когда человек заикается при сильном волнении, то нужно провести работу, чтобы усилить уверенность в себе. Возможно, человек испытывает большой страх перед аудиторией, он постоянно думает, как его воспримут окружающие люди.

Нужно на время отказаться от выступлений на публике, заняться собственной самооценкой, коррекцией дикции, посетить курсы ораторского искусства для того, чтобы красиво и правильно говорить.

Если все вышеперечисленные советы не помогают, то можно попробовать систему коррекцию, которая проходит в 3 этапа.

— На некоторое время откажитесь от посещения общественных мест.

— Следует тренировать умение с легкостью излагать свои мысли.

Заикание как нарушение речевой функции чаще всего появляется в детском возрасте и сохраняется, когда человек становится взрослым. После нескольких неудачных попыток избавиться от этой патологии люди нередко смиряются со своим состоянием.

Однако остаются другие неиспробованные методы, которые могут помочь в этой проблеме. В чем заключается лечение заикания у взрослых людей, какие существуют методики?.

Заикающийся человек старается меньше общаться с окружающими, замыкается в себе, чувствует себя неуверенным практически в любых жизненных ситуациях. Женский сайт «Красивая и Успешная» выяснил, что заикание является заболеванием, от которого нелегко избавиться. О том, почему появляется дефект и как с ним бороться, читайте в данной статье.

Противосудорожные и спазмолитические средства, среди которых наиболее популярны Магнелис В6, Магнелек, Толперизол, Актинервал, витамины группы В.

www.sympaty.net

Этиология и патогенез невротического заикания

Главная причина развития невротической формы заикания — психотравмирующая ситуация:

  • испуг;
  • вспышка гнева;
  • стресс длительный;
  • ситуация конфликта;
  • разлука с близким человеком на долгое время.

Патология речи может быть кратковременной. В большинстве случаев симптоматика явно выражена и достигает переходящих мутационных форм у детей и подростков. Хронические отклонения характеризуются закреплением речевых патологий и дополнительными невротическими расстройствами.

60% случаев детского невротического заикания спровоцировано неблагоприятной логопедической обстановкой в семейном кругу:

  • наследственность;
  • двуязычие;
  • форсирование речевых навыков ребенка;
  • предъявление высоких требований к ребенку относительно речи;
  • избыток информации.

Патогенез заболевания изучен недостаточно, чтобы с уверенностью говорить о причинах развития. В стрессовой ситуации патология прогрессирует за счет нарушения передачи условно-рефлекторных импульсов. Закрепляется патология у взрослых за счет автоматизации моторных реакций. У детей фиксируется естественная запинка в речевых оборотах, характерная для становления речевых функций.

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Первопричины

Если хоть одна из задействованных систем имеет проблему и функционирует некорректно, особенно если дело касается работы мозговых центров или расстройств в нервной системе, проблемы с детской речью будут однозначно. Одним из распространенных диагнозом является неожиданные заикания у детей дошкольников.

Определение недуга — спазмы верхних дыхательных путей, в результате которых нарушено и затруднено произношение звуков, слогов, слов.

Первые труды, пролившие свет на признаки и речевого расстройства у детей, написал И. П. Павлов. Он и дал объяснение устройству нервной системы, сформулировал такое понятие, как невроз.

К подвиду невроза относят и заикание у маленьких детей. Дефект препятствует социальной адаптации, влияет на успеваемости в школе и на самооценку в период пубертата. Прогноз у заболевания благоприятный, зависит от того, в каком возрасте началось данное расстройство (желательно устранить дефект до выхода в коллектив, в школу). Но если детское стрессовое заикание появляется в школе или при нахождении в коллективе — нужно искать причину.

Чаще причины заикания у детей — это приобретенные дефекты в нервопсихопатии и патология развития. Внутренние признаки, оказывающие влияние на развитие речевого аппарата, часто связаны с патологическими нарушениями в работе мозга. Так врачи выделяют основные причины заикания у детей:

  • перенесенные инфекционные заболевания в период беременности;
  • кислородное голодание плода в период беременности или родов;
  • травмы головы и шейного отдела в родах.

Часто у детей заикание появляется вследствие перенесенного заболевания или травмы:

  • инфекционные заболевания центральной нервной системы и мозговых оболочек;
  • сотрясения, ушибы;
  • заболевания ЛОР органов;
  • длительные болезненные состояния, вызывающие общую слабость, недомогание.

Важно понимать, если дефект речи появляется при первых сказанных словах — причина однозначно в нарушении работы головного мозга. Если у ребенка в психосоматике прописывается недоразвитие больших полушарий мозга, то это и есть причина

Тогда заикание у детей проходит самостоятельно до 4,5-5,5 лет.

Внешние факторы проявляются позже, в промежутке 2,5-4 лет, обычно это:

  • темперамент ребенка — холерик;
  • страхи, испуги, ночные кошмары;
  • хронический стресс;
  • жесткие меры воспитания;
  • загруженность кружками, секциями;
  • повышенные требования в развитии.

Важно проанализировать ближайшее окружение ребенка, если живущие с ним родственники разговаривают бегло, произносят слова нечетко — ребенок показывает манеру речи. Специалист с помощью родителей должен обследовать ребенка и выявить истинную причину дефекта речи, тогда лечение будет максимально эффективным

Огромную роль в психоэмоциональном развитии ребенка играет среда, в которой он растет, взаимоотношения между всеми участниками воспитательного процесса, их темперамент и отношение к ребенку. У дошкольников, растущих в благоприятной и спокойной обстановке, окруженных любовью и заботой, без серьезных стрессовых ситуаций крайне редко возникают различные дефекты речи. У детей заикание — это последствие психолого-эмоционального стресса или долгого нахождения в некомфортной среде.

Adblock
detector